Незадолго до смерти философ разочаровался в теократической утопии и вообще в идее прогресса, хотя еще в "Оправдании добра" писал, что "мера добра в человечестве вообще возрастает". В "Трех разговорах" на первый план у него выходит эсхатологическая тема: наступление Царства Божия теперь мыслится как конец истории.
Соловьев оказал сильное влияние на философскую мысль в России. Под знаком его идей шло развитие религиозной философии конца XIX-XX в. в лице ее виднейших представителей. Не меньшим было воздействие Соловьева и на русский символизм - на творчество Вяч. Иванова, А. Блока, А. Белого и др. Здесь сказалось влияние Соловьева не только как мыслителя, но и как поэта. Именно Соловьеву обязан русский "серебряный век" той мистико-гностической прививкой, которая во многом определила атмосферу духовной жизни первых десятилетий XX в. в России. Соловьев В. С. Соч.: В 2 т. М., 1988. Т. 1. С. 105. "Сознательно и разумно делать добро я могу только тогда, когда верю в добро, в его объективное, самостоятельное значение в мире, т. е., другими словами, верю в нравственный порядок, в Провидение, в Бога, Эта вера логически первее всех положительных религиозных воззрений и установлений, равно как и метафизических учений, и она в этом смысле составляет то, что называется естественною религией" (там же. С. 180). Соловьев В. С. Соч.: В 2 т. М., 1988. Т. 1. С. 88. Там же. С. 93. Там же. С. 92. Соловьев В. С. Соч.: В 2 т. М., 1988. Т. 1. С. 449. Там же. Т. 2. С. 293. Там же. С. 390. Там же. Т. 1. С. 245.
Смотрите также
А. И. Герцен, Н. П. Огарев: философия природы, человека и общества
А. И. Герцен является в определенной мере ключевой фигурой в отечественной философской
мысли середины XIX в., ибо именно он одним из первых в наиболее адекватной форме
выразил зарождающуюся филосо ...
Философско-богословская мысль
Древнерусское любомудрие не питало особых пристрастий к системности, поскольку
содержание тогда, по существу, превалировало над формой. На Руси издавна прижился
духовно-практический способ освоени ...