2. Материалистическое учение И. М. Сеченова о психических явлениях
История русской философии / Философские идеи в естествознании IX-начала XX в. Русский космизм / Философские вопросы в трудах русских ученых-естествоиспытателей / 2. Материалистическое учение И. М. Сеченова о психических явлениях
Страница 1

Иван Михайлович Сеченов (1829-1905), крупнейший русский физиолог, "отец русской физиологии", по определению И. П. Павлова, впервые в мировой науке стал проводить экспериментальные исследования деятельности головного мозга. Отмечая принципиальную новизну его исследованний психической деятельности, Павлов говорил, что "Сеченов первый начал научное изучение психических явлений", открыл существование центров, задерживающих рефлексы, и этим "заложил поистине краеугольные камни в учении о механизме центральной нервной системы".

Окончив медицинский факультет Московского университета, Сеченов в течение трех с половиной лет учился в Германии, с 1860 г. стал профессором Петербургской медико-хирургической академии.

В 1863 г. Сеченов написал свое знаменитое произведение, вошедшее в научную литературу под названием "Рефлексы головного мозга". О том, что читающая публика сразу расценила этот труд как сочинение в защиту материализма, говорит такая, например, его характеристика министром внутренних дел Валуевым: "Это сочинение пропагандирует в популярной форме учение крайнего материализма". Против Сеченова было возбуждено судебное преследование, однако вскоре оно было прекращено.

В 1871 г. Сеченов был избран профессором Новороссийского университета в Одессе. К этому времени относится его полемика с К. Д. Кавелиным, выпустившим в 1872 г. книгу "Задачи психологии", в которой утверждалось, что все, с чем имеют дело люди, есть не что иное, как "психическое". Сеченов сразу же опубликовал "Замечания на книгу г. Кавелина .", а на следующий год выпустил труд "Кому и как разрабатывать психологию?", в котором обосновал необходимость применения к исследованию сознания естественно-научных методов. "Человек, - писал Сеченов, - есть определенная единица в ряду явлений, представляемых нашей планетой, и вся его даже духовная жизнь, насколько она может быть предметом научного исследования, есть явление земное. Мысленно мы можем отделять свое тело и свою духовную жизнь от всего окружающего, подобно тому как отделяем мысленно цвет, форму или величину от целого предмета, но соответствует ли этому отделению действительная отдельность? Очевидно, нет, потому что это значило бы оторвать человека от всех условий его земного существования. А между тем исходная точка метафизики и есть обособление духовного человека от всего материального - самообман, упорно поддерживающийся в людях яркой характерностью самоощущений". Сеченов не отрицал специфичности психических процессов. Он писал, что "психические явления составляют для натуралиста несравненно большую загадку, чем для гуманистов". Но изучать происхождение психических явлений, подчеркивал Сеченов, можно только методами естествознания, ибо "ясной границы между заведомо соматическими, т. е. телесными, нервными актами и явлениями, которые всеми признаются уже психическими, не существует ни в одном мыслимом отношении".

В 1876 г. избранный ректором Петербургского университета А. Н. Бекетов при поддержке Д. И. Менделеева и других ученых добился перевода Сеченова в столичный университет, где Сеченов проработал до 1888 г. Затем Сеченов перешел на работу в Московский университет, где он занял кафедру физиологии на медицинском факультете и проработал на ней до 1901 г.

Все работы Сеченова имеют четкую философскую направленность. Он последовательно опровергал представление о существовании особого духовного начала в человеке и усматривал в психической жизни человека следствие его телесного развития. При этом он подчеркивал, что стремление вывести психическое из материального вовсе не означает сведения психического к материальному. Психическое по своему происхождению связано с материальным, но сами психические акты нельзя считать материальными, хотя они и должны подчиняться тем же закономерностям, которые действуют в мире материальном. Подобно любой материальной деятельности психическая деятельность происходит во времени и пространстве. По Сеченову, нет никаких оснований говорить о принципиальном отличии психического от материального, а потому изучение психического следует начинать теми же объективными методами, которые действуют во всех естественных науках.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Система теокосмического всеединства С. Л. Франка
Семен Людвигович Франк (1877-1950) - видный представитель философии всеединства, одного из самобытных течений русской философской мысли, основы которого были заложены В. С. Соловьевым. Созданная и ...

Учет и аудит вексельных операций
Ценные бумаги – это и инструмент привлечения средств и объект вложения финансовых ресурсов, а их обращение - сфера таких весьма рентабельных видов деятельности, как брокерская, депозитарная, ...

Философско-мировоззренческие идеи в культуре Киевской Руси (XI - XIII вв.)
Начавшаяся в конце Х в. христианизация Древней Руси, ставшая делом государственной политики, внедрялась сверху в общество, где веками господствовало язычество. Процесс смены и перестройки мировосп ...