Возникновение разумных форм, по Циолковскому, знаменует как бы "пробуждение" природы, а сам разум выступает основной движущей силой восхождения космической материи к высшим степеням совершенства. В связи с этим видное место в его рассуждениях занимает план рационального переустройства социума. Многое здесь напоминает утопические проекты с их предвосхищением элементов тоталитарных режимов; будущее планетное общежитие своеобразным образом выстраивается из конгломерата демократических и элитарных, технократических и абстрактно социалистических постулатов. Рационализация всеобщего человеческого бытия, как считал Циолковский, предопределена исторически неизбежным выходом человечества в космос, освоением людьми мирового пространства.
Свою концепцию он противополагал как религиозному дуализму духа и тела, так и "пессимистическому материализму" (по его терминологии), не отвечавшему, с его точки зрения, на вопрос о вселенских целях жизни. В этой связи нельзя не уважать стремления ученого выяснить место человеческого разума и творчества во Вселенной, причем не ограничивавшегося умозрительными соображениями, но увязывавшего все это с научно-исследовательскими, техническими и технологическими проектами.
Не будет преувеличением назвать Циолковского апостолом космической эры. Своими идеями, расчетами и проектами он действительно возвестил человечеству новую эру - неизбежный выход его за пределы Земли и тем самым начало новой его истории.
Он предложил технический способ вырваться из плена земного тяготения - реактивное движение. В 1903 г. в майском номере журнала "Научное обозрение" появилась статья Циолковского "Исследование мировых пространств реактивными приборами". В ней на основании простейших законов классической механики (закона сохранения количества движения и закона независимого действия сил) была разработана теория полета ракеты в среде, свободной от силы тяжести и сопротивления воздуха, дана формула основной закономерности такого движения ("формула Циолковского"), представлен принципиальный проект жидкостной ракеты, оборудованной специальными органами управления, и тем самым впервые обоснована возможность использования реактивных аппаратов для межпланетных сообщений. Можно сказать, что этой работой было положено начало новой науке - ракетодинамике как обширной отрасли знаний о движении летательных аппаратов, снабженных реактивной тягой, в физическом поле Земли и мировом ("свободном", как говорил Циолковский) пространстве.
Однако, не умаляя фундаментальной значимости выведенного им уравнения движения ракеты, с которого берет свое начало ракетодинамика, было бы ошибочно делать акцент в оценке "отца космонавтики" лишь на этом. Главное заключается в том, что Циолковский сделал предметом науки и практики новый (хотя людям и давно известный) тип движения и увидел в нем лишь средство осуществления более широкой цели, нежели просто эффективный способ передвижения: распространение человеческой цивилизации за пределы земли, расселение людей в Солнечной системе и далее в мировом пространстве. Он как бы снял с человека многовековой комплекс сознания собственной неполноценности перед лицом космоса.
В космической экспансии Циолковский видел залог бессмертия человечества. Выход человека в космос он справедливо расценивал как исторический скачок, новое качество цивилизации, которое должно характеризоваться не только весьма высокой технологической базой, но и высшим совершенством общественной организации и социального управления. Об этом он писал, в частности, в своей работе "Цели звездоплавания" (Калуга, 1929). К этой мысли он шел путем многолетних раздумий: "Когда эти пустынные эфирные пространства заселят миллионы живых разумных существ, тогда пойдет уже дело не так .".
Бесспорной заслугой Циолковского было то, что исследования природы и технически целеустремленные действия он впервые посвятил задачам "социализации внеземного пространства".
Космический старт человечества был осуществлен гораздо раньше, чем Циолковский предполагал: через двадцать два года после его смерти на околоземную орбиту был выведен первый искусственный спутник Земли, и затем ускоренно стали развертываться разносторонняя космическая практика, осваиваться внеземное пространство.
Ныне каждый новый успех в освоении космоса напоминает н
Смотрите также
Философско-мировоззренческие идеи в культуре Киевской Руси (XI - XIII вв.)
Начавшаяся в конце Х в. христианизация Древней Руси, ставшая делом государственной
политики, внедрялась сверху в общество, где веками господствовало язычество. Процесс
смены и перестройки мировосп ...
Диалектика сознательного и бессознательного
...
Философия "высшего синтеза" А. Ф. Лосева
Многогранные идеи Алексея Федоровича Лосева (1893-1988) - своеобразная страница
в истории русской религиозно-философской мысли. Он один из немногих крупных ее представителей,
оставшихся в послерев ...