Для Александра Александровича Блока (1880- 1921) его судьба и есть мировоззрение. Детские и юношеские годы в "околоуниверситетской" и литературной среде (дед его по материнской линии - знаменитый ботаник А. Н. Бекетов, жена, Любовь Дмитриевна, - дочь Д. И. Менделеева, бабушка, мать и тетки - писательницы и переводчицы) не могли со временем не отозваться в "народничестве" поэта. Попеременная жизнь то в Петербурге, то в Шахматове (имение Бекетовых между Дмитровом и Клином) не могла не дать ощущение полярности призрачной жизни в столице и подлинной - в остальной, главным образом мужицкой России. Но в плане его мировоззрения важна не фактическая, а внутренняя биография. Важно, что его долгое "ухаживание" за Л. Д. Менделеевой сопровождалось "мистическими зорями", а сама она виделась земным воплощением "Души Мира". Важно, что войны и революции, как и землетрясения и прочие стихийные бедствия, воспринимались не только как политические, исторические или "геологические" события, но как часть вселенских потрясений в "мирах иных". Важно, что человеческая смерть для Блока не бывает случайной, он считал, что человек на определенной ступени духовного развития способен "отдалять и приближать смерть" (по свидетельству же многих очевидцев сам Блок умер, когда перестал слышать "музыку" революции, оттого, что хотел умереть).
Когда мы приближаемся к творчеству Блока, то замечаем нечто противоположное творчеству Белого: здесь уже не жизненные обстоятельства бросают свет на смысл той или иной статьи или того или иного произведения, но, напротив, его произведения проясняют его путь, который и есть главное в его творчестве, как литературном, так и философско-религиозном. Иначе говоря, сам "стиль" его жизни совпадал в какой-то мере с его мировоззрением.
Собственно, это мы и вычитываем из главной "теоретической" его статьи "О современном состоянии русского символизма", которую с полным правом можно назвать исповедью или даже духовной автобиографией. Здесь поэт формулирует "тезу" и "антитезу" русского символизма и прочерчивает движение от первой ко второй - и далее к некоему синтезу, отражая свой собственный путь, который воплотился в трех книгах его стихотворений (Блок называл это собрание трилогией "вочеловечения"). Этот путь Блока в самом сжатом виде может быть выражен триадой:
1. Явление Ее, "Вечной Женственности","Души Мира" и т. д. - и молитвенное состояние поэта, Ее призывающего (им проникнуты "Стихи о Прекрасной Даме").
2. Ее уход, "отлет" (он сформулировал это в первых же строках стихотворения, открывающего вторую книгу лирики: "Ты в поля отошла без возврата. Да святится Имя Твое!"). Поэт же, потеряв духовную связь с высшим началом, погружается в "сине-лиловый мировой сумрак", где его преследуют "двойники", где он встречается с "Незнакомкой" (которая "вовсе не просто дама в черном платье со страусовыми перьями на шляпе", а "дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового".
3. Жажда "возвращения к жизни" и проклятия искусству, которое мистическое переживание (выраженное в "тезе") превратило в литературу, в поэзию. На этом пути и возникает тема служения, тема "народа и интеллигенции", "стихии и культуры", "краха гуманизма" и попытки их разрешить в одноименных статьях. Именно здесь, на этом пути рождается горькая любовь к Отечеству, доходящая до ясновидения.
Для Блока то, что свершалось с символистами (а по существу, с ним самим), происходило со всем миром: " .революция свершалась не только в этом, но и в иных мирах . Как сорвалось что-то в нас, так сорвалось оно и в России. Как перед народной душой встал ею же созданный синий призрак, так встал он и перед нами. И сама Россия в лучах этой новой (вовсе не некрасовской, но лишь традицией связанной с Некрасовым) гражданственности оказалась нашей собственной душой".
Таким образом, и "народничество" позднего Блока имеет мистическую основу, в сущности ту же самую, что и его ранняя лирика.
Переживание, выразившееся в "Стихах о Прекрасной Даме", в чем-то подобно переживанию Соловьева в поэме "Три свидания": видение "Ее" сопровождается ощущением "преображенности" мира, духовному оку поэта открывается глубинная основа мира, связь всего со всем. Именно отсюда придет в очерк "Крушение гуманизма" противопоставление цивилизации (т. е., по Блоку, механистического начала) и культуры (начала органического). Именно потому для него бунтующий народ (одно из воплощений стихии, "духа музыки") становится носителем культуры, а "образованные классы" - рабами цивилизации, которым революция несет "возмездие".
Смотрите также
Интуитивизм и иерархический персонализм Н. О. Лосского
Характерной особенностью русской религиозной философии конца XIX-XX в. является
поворот к метафизике. В этом отношении она в известном смысле опередила аналогичный
поворот к онтологии, осуществлен ...
Философско-мировоззренческие идеи в культуре Киевской Руси (XI - XIII вв.)
Начавшаяся в конце Х в. христианизация Древней Руси, ставшая делом государственной
политики, внедрялась сверху в общество, где веками господствовало язычество. Процесс
смены и перестройки мировосп ...
Антропологический принцип Н. Г. Чернышевского
Н. Г. Чернышевский относится к числу тех немногих в XIX в. русских мыслителей,
которых с полным правом можно назвать политическими философами. Он был хорошо знаком
с предшествующей историей мышлен ...