В 40 - 60-е гг. XVI в. с проектом государственных реформ к Ивану IV обращается бывший псковский священник Ермолай, который позже постригся в монахи, приняв имя Еразм Он выступает горячим поборником сильной самодержавной власти. Обличая праздность и богатство, которое невозможно создать только "насилием" и "ухищрением", основой благосостояния общества он объявляет труд и скорбит о тяготах и притеснениях крестьянства - основного производителя общественных благ. Он предлагает царю заменить денежные подати натуральными, освободить крестьян от ямской повинности. Одновременно мыслитель формулирует программу, отвечающую интересам всех сословий, ибо она смягчала остроту социальных противоречий. Идейной основой объявляется принцип общественного равенства, изложенный в "Слове о рассуждении любви и правды" Здесь с позиций христианских заповедей утверждается, что ко всем людям без различия в их положении надо относиться с любовью. Объективно Ермолай-Еразм выражал интересы дворянства, хотя некоторые исследователи считают его идеологом крестьянства. Вязаный свитер мужской купить мужскои вязаныи свитер.
Ярким, образованным мыслителем был Федор Карпов (2-я пол. XV в - до 1540). Судя по четырем сохранившимся его посланиям, он состоял в переписке с Максимом Греком, митрополитом Даниилом и старцем псковского Елеазарова монастыря Филофеем. Его интересовали вопросы богословия, философии, политики, астрологии, достижения западной науки и культуры. Федор Карпов сформулировал несколько принципов целесообразного устроения государства. Взяв за основу аристотелевские идеи, изложенные в "Никомаховой этике", он утверждал, что царство должно управляться "в правде . законами праведными, а не терпением". Терпение, по его мнению, приличествует монашеской жизни: "Терпением поверяются избранные". Терпение же к несправедливости в общественной жизни разрушает саму идею государства. Для достижения устойчивости государства он предлагал следовать справедливым законам и правде ("Правда необходима во всяком государственном деле"), а в терпении усматривал путь гибели государства, ибо оно узаконивает безнравственность и делает людей непослушными власти. Продолжая традиции Владимира Мономаха, Федор Карпов был убежден, что не только подданные имеют обязанности перед государством, но и власти обладают обязанностями перед своими подданными. Это была гуманистическая идея, новая для традиций московского самодержавия.
В мировоззрении Федора Карпова причудливо сочетается глубокий интерес к чисто богословским вопросам (например, догмату об исхождении Святого Духа) и трезвый практицизм, граничащий с рационализмом. Сферу познавательных возможностей он раздвигает достаточно широко. Следуя принципу, что мысль "хочет знать то, над чем она не властна", он едва ли не склоняется к проверке разумом Священного Писания, обнажая обнаруженные им в Библии противоречия. С рационалистическими наклонностями согласуется у него глубокое знание "внешней" философии, причем Аристотеля Карпов, возможно, читал в подлиннике. Кроме "Никомаховой этики" он цитирует "Метаморфозы" Овидия, знает Гомера. Как вполне самобытный мыслитель, показавший оригинальность и независимость логических ходов мысли, но далекий от того, чтобы отойти от принципов православия, он соединял в себе качества христианского рационалиста с деятельным началом средневекового философствования. Памятники литературы Древней Руси. XIV - середина XV века. М., 1981. С. 121 - 123. Памятники литературы Древней Руси. Конец XV - первая половина XVI века. М., 1984. С. 453.
Смотрите также
И. А. Ильин: философия духовного опыта
Иван Александрович Ильин (1883-1954) - философ, политический мыслитель, культуролог,
блестящий публицист - внес заметный вклад в развитие русской философии. В центре
его напряженных раздумий всегд ...
Философия Г. В. Плеханова
Георгий Валентинович Плеханов (1856- 1918) вошел в интеллектуальную историю России
как философ, публицист, первый русский теоретик и пропагандист марксизма, выдающийся
деятель международного социа ...