Особое напряжение в русской мысли XVII в. вызвал раскол, потрясший основы русского общества. Он стал следствием церковной реформы, проводившейся под предлогом возвращения к греческим источникам православия. Реформа была задумана в ближайшем окружении царя Алексея Михайловича, среди так называемых "ревнителей благочестия", или "боголюбцев", наиболее заметными из которых были царский духовник Стефан Вонифатьев и упоминавшийся выше Ртищев. Патриарх Никон, человек сильной воли, провел в жизнь планы, задуманные задолго до начала его патриаршества (1652).
Говорить о вкладе "раскольников", т. е. тех, кто выступил против церковной реформы (старообрядцев), в историю русской философской мысли можно только с оговорками. Философско-богословские размышления возникают в раскольничьей среде лишь в XVIII в. (в связи с деятельностью братьев Андрея и Семена Денисовых, авторов "Поморских ответов" и основателей Выговской пустыни, где, в частности, были выполнены переводы логических трактатов Раймунда Луллия).
Если же говорить о религиозно-философских мотивах в расколе XVII в., то здесь прежде всего необходимо назвать колоритную фигуру протопопа Аввакума (1621 - 1682), который хотя и жестко выступал против философии и не признавал собственно философских вопросов, однако оставил глубокий след в истории русской духовной культуры и тем самым косвенно повлиял на религиозно-философскую мысль.
В молодости Аввакум подпал под влияние "ревнителей благочестия", узкой группы лиц (царский духовник Стефан Вонифатьев, протопоп Иван Неронов), замысливших реформу православной церкви. После реформ патриарха Никона (также входившего в кружок "ревнителей") Аввакум выступил против своих бывших друзей, за что подвергся со стороны властей гонениям. С 1653 г. он энергично борется с нововведениями в православной церкви, что по тем временам приравнивалось к борьбе с правительством. В 1682 г. он вместе с группой единомышленников был сожжен за "великие на царский дом хулы".
Аввакум был страстным проповедником, он написал несколько десятков сочинений, в том числе истолковательные беседы на богословские темы, челобитные, полемические и поучительные послания. Написанное им в пустозерской тюрьме "Житие" получило признание как выдающееся произведение русской литературы. В историософском плане, если о таковом позволительно говорить в данном случае, Аввакум был оптимистом. Он, в частности, не верил в скорое пришествие антихриста и был глубоко убежден в восстановлении "древлего российского благочестия".
Главой "латинской партии" при царском дворе явился Симеон Полоцкий (Самуил Емельянович Петровский-Ситнианович, 1629 - 1680). Он был человеком разносторонних дарований: помимо собственно философии, увлекался медициной, алхимией и астрологией, считался талантливым педагогом, так что ему было даже доверено воспитание наследника престола; он стал основателем русской драматургии.
Философские взгляды Симеона Полоцкого оформились под воздействием томизма, который он изучал в иезуитском коллегиуме в Вильно. Он разделял философию на три вида: "разумительную" (логику), "естественную" (натурфилософию) и этику. Последняя включала "монастику" (учение о добродетелях индивидов), экономику (семейные добродетели, причем под семьей понималась преимущественно хозяйственная единица) и политику (учение о государстве). Сами добродетели выступали или как богословские (вера, надежда, любовь), или же как собственно моральные. В гносеологии он придерживался эмпиризма. Считал, что ум младенца - "скрижаль ненаписанная, на ней же учитель что-либо хощет написати может". Под воздействием мудрого воспитателя душа ребенка приобретает похвальные черты голубя (кротость), орла (величие духа), крота (деятельная любовь к земным вещам), вола (трудолюбие). Мыслитель уподоблял чувственно воспринимаемый мир книге, ключом к пониманию которой является выраженное в слове знание.
Смотрите также
И. А. Ильин: философия духовного опыта
Иван Александрович Ильин (1883-1954) - философ, политический мыслитель, культуролог,
блестящий публицист - внес заметный вклад в развитие русской философии. В центре
его напряженных раздумий всегд ...
Оценка труда и персонала
Методы индивидуальной оценки. Оценочная анкета представляет собой стандартизированный набор вопросов или описаний. Оценивающий отмечает наличие или отсутствие определенной черты у оцениваемого и ста ...