5. Этика и теодицея
История русской философии / Русская религиозная философия в XX столетии / Интуитивизм и иерархический персонализм Н. О. Лосского / 5. Этика и теодицея
Страница 1

Здесь метафизика Лосского оказывается тесно связанной с его этикой. Ибо выбор, который в конечном счете осуществляют наделенные свободной волей деятели, - это выбор между добром и злом, т. е. между любовью к Богу-Творцу и другим сотворенным существам и эгоистической любовью только к самому себе. "Те существа, которые . любят Бога больше себя и, далее, любя все существа, как себя, каждому из них хотят содействовать в достижении абсолютной полноты жизни, становятся членами Царства Божия и в благодатном единении с Богом, а также в единодушном сотрудничестве со всеми членами Царства Божия действительно обладают предельною полнотою бытия. Несовершенными становятся такие деятели, которые избрали иной путь поведения; которые любят себя больше, чем Бога, и больше всех остальных существ в мире".

Наделенные не только свободной волей, началом духа, но и динамической силой, началом движения и жизни, субстанциальные деятели являются творцами как своего эмпирического характера, так и материальных процессов, которые трактуются философом не с точки зрения механицизма, а с точки зрения динамизма. "Материя есть не субстанция, а процесс, именно действования отталкивания и притяжения, создающих непроницаемые объемы и движения их в пространстве". Динамическое понимание материи характерно для Лейбница, Бошковича и др. Согласно этой теории, непроницаемость, составляющая важнейшую характеристику материи, есть результат действия, а именно отталкивания, которое исходит из центров сил, - у Лейбница это монады. Однако учение динамического атомизма, которое разделяет и Лосский, исходит из того, что одни только силы отталкивания не могут объяснить природные процессы: в случае действия только этих сил центры обнаружения сил удалились бы друг от друга на бесконечное расстояние. Чтобы этого не произошло, необходимо допустить также действие сил притяжения.

Таким образом, материальность мира оказывается, по Лосскому, не результатом божественного творения, а продуктом творчества самих сотворенных деятелей: она возникает в силу того, что последние избирают в качестве высшей ценности свою самость, делают самих себя, в отъединенности от Бога и других деятелей, высшей своей целью. Действие отталкивания есть продукт эгоизма, этого первородного греха, порождающего психоматериальное царство вражды и разъединения, для которого характерна взаимная непроницаемость составляющих его деятелей. Однако даже и здесь непроницаемость не абсолютна: наличие сил притяжения свидетельствует о том, что "даже в материальной природе можно говорить о взаимопроникнутости . всего всем, что, однако, не приводит к безразличному смешению всего со всем, так как для всякого действования можно проследить его источник, определенный центр обнаружения сил и определенного субстанциального деятеля".

Существует, однако, более высокая область мира, которая созидается теми субстанциональными деятелями, что избрали не эгоизм, а любовь к Богу и всем сотворенным деятелям. Это - царство гармонии, или Царство Божие, где имеет место иное соотношение между ча стью и целым, чем в душевно-материальном царстве вражды. " .Вследствие полного вза имопроникновения всего всем здесь исчезает различие между частью и целым: всякая часть здесь есть целое". Именно в Царстве Божи ем полностью осуществлен принцип, поло женный философом в основу своего учения: "все имманентно всему". Этот гармонический мир есть совершенный организм, ибо в орга низме части существуют ради целого, а целое - ради сохранения частей. Поскольку здесь деятели не проявляются в виде сил отталки вания и, стало быть, не создают непроницае мого бытия, то их тела, - а Лосский не при знает бестелесных сотворенных субстанций, - отличаются от материальных тел нашего мира, и философ называет их духоносными или преображенными, имея в виду христи анское учение о преображении плоти. "В та ком царстве бытия, - пишет Лосский, - нет борьбы за существование, нет деления на мое и твое; все блага, которыми живут члены это го царства, абсолютны, неделимы, удовлетво ряют одинаково всех и каждого, вроде того как некоторое подобие этого типа блага мы нахо дим и в нашем царстве бытия, когда много лиц вместе наслаждаются восприятием прекрас ного музыкального произведения".

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Неортодоксальные (нетрадиционные) версии развития философии марксизма
Конец XIX - начало XX в. был ознаменован для России интенсивным ("вширь и вглубь") развитием капитализма, обострением социально-классовых противоречий и конфликтов, ростом революционного ...

Философско-богословская мысль
Древнерусское любомудрие не питало особых пристрастий к системности, поскольку содержание тогда, по существу, превалировало над формой. На Руси издавна прижился духовно-практический способ освоени ...

Система теокосмического всеединства С. Л. Франка
Семен Людвигович Франк (1877-1950) - видный представитель философии всеединства, одного из самобытных течений русской философской мысли, основы которого были заложены В. С. Соловьевым. Созданная и ...