1. Основные вехи жизненного и творческого пути
История русской философии / Русская религиозная философия в XX столетии / Система теокосмического всеединства С. Л. Франка / 1. Основные вехи жизненного и творческого пути
Страница 1

С. Л. Франк родился в Москве в семье врача. В 1894 г. он поступил на юридический факультет Московского университета; во время учебы сблизился с некоторыми группами зарождавшейся тогда в России социал-демократической партии, а в 1899 г. во время студенческих беспорядков сочинил антиправительственную прокламацию, в результате последовали арест и высылка на два года без права проживания в университетских городах. Франк выехал в Германию, где продолжил занятия в Гейдельберге и Мюнхене. Здесь им была написана статья "Теория ценностей Маркса и ее значение", обозначившая отход философа от увлечения марксизмом.

После возвращения в 1901 г. в Россию Франк в течение ряда лет занимается в основном переводческой и журналистской деятельностью, принимает участие в подготовке получившего широкую известность сборника "Проблемы идеализма", в котором опубликован его первый философский этюд "Фр. Ницше и этика любви к дальнему". В 1909 г. в составе сборника "Вехи" вышла его статья "Этика нигилизма". В 1912 г. он становится приват-доцентом Петербургского университета. Здесь была опубликована его монография "Предмет знания. Об основах и пределах отвлеченного знания" (1915), защищенная в следующем году в качестве магистерской диссертации. В 1917г. выходит в свет новая работа Франка "Душа человека. Опыт введения в философскую психологию", которая и должна была стать его докторской диссертацией, но ее защита не состоялась из-за революционных перемен. С лета 1917 г. Франк - декан и профессор историко-философского факультета Саратовского университета, а с 1921 г. - профессор института научной философии при факультете общественных наук Московского университета.

В 1922 г. Франк с большой группой философов, ученых, деятелей культуры высылается за пределы России и поселяется в Берлине, где становится одним из основателей и профессором Русского научного института. Одновременно он читает ряд спецкурсов по истории русской философии и культуры в Берлинском университете. Он часто выступает с публичными лекциями во многих европейских странах, регулярно печатается в философских журналах. Наиболее значительной из работ, опубликованных в это время, является книга "Духовные основы общества" (1930), которая, по замыслу автора, представляет собою заключительную часть своеобразной философской трилогии, первые две части которой составили книги "Предмет знания" и "Душа человека". За годы пребывания в Германии им написаны также книги "Крушение кумиров", "Смысл жизни", "Живое знание", "Основы марксизма" и др. После прихода к власти нацистов Русский научный институт был закрыт, чтение лекций в Берлинском университете и других учебных заведениях Германии Франку было запрещено.

В 1937 г. философу удалось переехать во Францию, где он продолжил свою деятельность. В 1939 г. увидела свет, пожалуй, лучшая из многочисленных работ Франка, книга "Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии". В годы пребывания во Франции им была написана также книга "Свет во тьме. Опыт христианской этики и социологии".

Страницы: 1 2

Смотрите также

Антропологический принцип Н. Г. Чернышевского
Н. Г. Чернышевский относится к числу тех немногих в XIX в. русских мыслителей, которых с полным правом можно назвать политическими философами. Он был хорошо знаком с предшествующей историей мышлен ...

Философия "высшего синтеза" А. Ф. Лосева
Многогранные идеи Алексея Федоровича Лосева (1893-1988) - своеобразная страница в истории русской религиозно-философской мысли. Он один из немногих крупных ее представителей, оставшихся в послерев ...

Миросозерцание Ф. М. Достоевского
Творчество Федора Михайловича Достоевского (1821-1881) относится к высшим достижениям национальной культуры. Его хронологические рамки - 40-70-е гг. - время интенсивного развития русской философск ...