Е. Н. Трубецкой: обоснование смысла жизни
История русской философии / Русская религиозная философия в XX столетии / Е. Н. Трубецкой: обоснование смысла жизни / Е. Н. Трубецкой: обоснование смысла жизни

Убежденный либерал, в зрелые годы критик старого и оппонент возрождающегося славянофильства, Евгений Николаевич Трубецкой (1863-1920) в то же время был глубоко верующим человеком, посвятившим свои философские искания защите "веры отцов". Не принимая политического строя самодержавной России, он стремился избежать и революционного пути ее преобразования в демократическое государство.

Трубецкой был страстным и даже бескомпромиссным полемистом. С виднейшими деятелями религиозно-философского движения начала века, сотрудничавшими с ним в издательстве "Путь" (С. Н. Булгаковым, В. Ф. Эрном, Н. А. Бердяевым и др.), он не мог сойтись по вопросам как метафизическим, так и историософским. Разочаровавшись еще в молодости в мессианском призвании России воплотить идеал христианского государства, Трубецкой болезненно относился к попыткам его коллег реанимировать славянофильство, возродив дух религиозной и национальной исключительности. "Отрешение от национального мессианства, - писал он, - для нас необходимое условие прозрения в наше действительное религиозное призвание".

Несмотря на жесткость споров Трубецкого с другими представителями русского идеализма конца XIX - начала XX в., он наглядно выразил своим творчеством то движение отечественной мысли, начало которому было положено В. С. Соловьевым, а подведение итогов выпало на долю философов русского зарубежья. Цель этого движения Трубецкой определил названием своей последней и наиболее значительной для его философского миропонимания книги "Смысл жизни". Трубецкой Е. Н. Старый и новый национальный мессианизм // Трубецкой Е. Н. Смысл жизни. М., 1994. С. 350.

Смотрите также

Диалектика сознательного и бессознательного
...

Демократия и свобода личности в современном государстве
Мы – источник веселья – и скорби рудник, Мы - вместилище скверны – и чистый родник. Человек – словно в зеркале мир, - многолик, Он ничтожен – и он же безмерно велик. Омар Хайям ...

Экзистенциальный иррационализм и нигилизм Л. Шестова
Философские воззрения Л. Шестова, в силу их сугубой иррациональности и парадоксальности, трудно подвести под какое-то общее определение. Мастер афористического философствования, "ниспровергат ...