Убежденный либерал, в зрелые годы критик старого и оппонент возрождающегося славянофильства, Евгений Николаевич Трубецкой (1863-1920) в то же время был глубоко верующим человеком, посвятившим свои философские искания защите "веры отцов". Не принимая политического строя самодержавной России, он стремился избежать и революционного пути ее преобразования в демократическое государство.
Трубецкой был страстным и даже бескомпромиссным полемистом. С виднейшими деятелями религиозно-философского движения начала века, сотрудничавшими с ним в издательстве "Путь" (С. Н. Булгаковым, В. Ф. Эрном, Н. А. Бердяевым и др.), он не мог сойтись по вопросам как метафизическим, так и историософским. Разочаровавшись еще в молодости в мессианском призвании России воплотить идеал христианского государства, Трубецкой болезненно относился к попыткам его коллег реанимировать славянофильство, возродив дух религиозной и национальной исключительности. "Отрешение от национального мессианства, - писал он, - для нас необходимое условие прозрения в наше действительное религиозное призвание".
Несмотря на жесткость споров Трубецкого с другими представителями русского идеализма конца XIX - начала XX в., он наглядно выразил своим творчеством то движение отечественной мысли, начало которому было положено В. С. Соловьевым, а подведение итогов выпало на долю философов русского зарубежья. Цель этого движения Трубецкой определил названием своей последней и наиболее значительной для его философского миропонимания книги "Смысл жизни". Трубецкой Е. Н. Старый и новый национальный мессианизм // Трубецкой Е. Н. Смысл жизни. М., 1994. С. 350.
Смотрите также
Исторические типы философии
Философия является рациональной попыткой ответа на предельные
основания мира, природы и человека, стремлением анализировать
действительность, как она представлена в человеческом знании, чтобы увидет ...
Философия Г. В. Плеханова
Георгий Валентинович Плеханов (1856- 1918) вошел в интеллектуальную историю России
как философ, публицист, первый русский теоретик и пропагандист марксизма, выдающийся
деятель международного социа ...
Философско-мировоззренческие идеи в культуре Киевской Руси (XI - XIII вв.)
Начавшаяся в конце Х в. христианизация Древней Руси, ставшая делом государственной
политики, внедрялась сверху в общество, где веками господствовало язычество. Процесс
смены и перестройки мировосп ...