1. Вехи творческого пути и общественной деятельности
История русской философии / Русская религиозная философия в XX столетии / Е. Н. Трубецкой: обоснование смысла жизни / 1. Вехи творческого пути и общественной деятельности
Страница 1

Е. Н. Трубецкой родился в Москве на год позже своего брата Сергея, известного философа и историка философии. Братья одновременно поступили в третий класс частной гимназии в Москве, а три года спустя продолжили вместе учебу в пятом классе казенной гимназии в Калуге. Сильнейшее впечатление их школьных лет - общенациональный подъем в русском обществе, вызванный освободительной борьбой славян против турок, а затем русско-турецкой войной 1877-1878 гг. По воспоминаниям Трубецкого, он и его друзья гордились бескорыстным участием России в войне с турками. Трубецкой до конца жизни оставался идеалистом в вопросах внешней политики, являясь противником теории "национального интереса" в ее прагматической интерпретации. Вступление России в первую мировую войну в 1914 г. он будет оправдывать тем же бескорыстным стремлением защитить слабые народы от хищного германского агрессора, а катастрофу 1917-1918 гг., "кризис патриотизма", проявившийся в победе левых сил в России и Германии, объяснять закономерным превращением "национального эгоизма" в "эгоизм классовый".

Углубленные занятия философией приводят Трубецких к отвержению их прежнего увлечения позитивизмом. Острая потребность вернуться к религиозной вере возникла у Трубецкого после знакомства с произведениями Шопенгауэра и вызванного духовным влиянием немецкого философа острого переживания бессмысленности мира и человеческого существования. К моменту знакомства с работами Шопенгауэра Трубецкой, уже преодолев влияние позитивизма, испытывал, по его признанию, "пантеистические настроения", будучи убежден в "мудрости бессознательного в природе", в необходимости созерцательного погружения в нее. "Чтение Шопенгауэра, - пишет мыслитель, - произвело на меня сильнейшее впечатление и нанесло решительный удар тем неопределенным пантеистическим настроениям, в которых я искал успокоения. Для меня стало ясно, что миросозерцание, для которого нет ничего над миром, логически неизбежно приведет к пессимизму. Ярко нарисованная Шопенгауэром картина мировых страданий наглядно показала мне всю нелепость отождествления мира с Богом".

Признав реальность Божественного мира, возвышающегося над дисгармоничной, посюсторонней действительностью, Трубецкой одновременно не отказался и от веры в разумность истины и истинность разума, ибо как раз пессимистическое мировоззрение, которое он преодолел обращением к православной вере, отказывало, как он считал, разуму в его праве на познание истины. С другой стороны, неприятие пантеистического смешения мира вечного, Божественного и мира временного, смертного, преходящего, наполненного скорбями и страданиями, стало с этого момента неотъемлемой чертой мировоззрения Трубецкого, основным лейтмотивом не только его метафизики, но и политического учения.

В 1881 г. Трубецкой поступил на юридический факультет Московского университета. В отличие от своего брата, перешедшего после двух недель учебы с юридического факультета на историко-филологический, он продолжает изучать право, и впоследствии его профессиональная деятельность оказывается связанной с правоведением и политической философией.

В 1886-1887 гг. Трубецкой преподавал историю правовых учений в ярославском Демидовском юридическом лицее, где защитил кандидатскую диссертацию "Рабство в Древней Греции". В этой работе отразилось стремление мыслителя выявить на конкретном историческом примере зависимость политического устройства общества от господствующих в нем религиозных и философских идей. Главный тезис автора: рабство как феномен социально-политической жизни древних греков является продуктом их "рабства" духовного, веры в "роковую необходимость", "фатум", обожествления внешней природы, принятия ее первейшего закона - безусловной власти сильного над слабым. В рассуждениях Трубецкого заметно влияние А. С. Хомякова, усмотревшего в своих "Записках о всемирной истории" основной "грех" религии и культуры Эллады в неизжитом кушитстве, т. е. поклонении "природной необходимости".

На дальнейшее творчество Трубецкого повлияла его встреча в 1886 г. с В. С. Соловьевым. Ко времени личного знакомства Трубецкой считал себя философским единомышленником Соловьева и не принимал в его воззрениях только один пункт - положительное отношение к папству. В 80-е гг. неприятие Трубецким католической теократии объяснялось, в частности, влиянием на него славянофильства, точнее, по его собственному определению, "славянофильской мессианистической мечты об осуществлении Царства Божия на земле через Россию". Впоследствии под влиянием Соловьева Трубецкой признает ошибочность подобных мечтаний. Именно соловьевский проект всемирной теократии во главе с русским царем и римским первосвященником он станет считать непосредственным порождением славянофильских иллюзий. Споры с Соловьевым переориентировали исследовательские интересы Трубецкого в сторону изучения "истории теократии", точнее, теократического идеала в эпоху поздней античности и средневековья.

Страницы: 1 2

Смотрите также

"Конкретная метафизика" П. А. Флоренского
Павел Александрович Флоренский (1882- 1937) сочетал в себе качества разностороннего ученого (он занимался различными областями естествознания, и прежде всего математикой) и религиозного мыслителя. ...

Философско-мировоззренческие идеи в культуре Киевской Руси (XI - XIII вв.)
Начавшаяся в конце Х в. христианизация Древней Руси, ставшая делом государственной политики, внедрялась сверху в общество, где веками господствовало язычество. Процесс смены и перестройки мировосп ...

Антропологический принцип Н. Г. Чернышевского
Н. Г. Чернышевский относится к числу тех немногих в XIX в. русских мыслителей, которых с полным правом можно назвать политическими философами. Он был хорошо знаком с предшествующей историей мышлен ...