2. Трактовка философского наследия В. С. Соловьева
История русской философии / Русская религиозная философия в XX столетии / Е. Н. Трубецкой: обоснование смысла жизни / 2. Трактовка философского наследия В. С. Соловьева

Два тома сочинений Трубецкого "Миросозерцание Вл. С. Соловьева" вышли в 1913 г. В нем он развил свою критику теократического идеала, основанного на смешении государственности и церкви. Трубецкой утверждал, что в конце жизни, в своих поздних произведениях "Оправдание добра" и "Три разговора" Соловьев сам пришел к выводу о призрачности проекта теократии. Надежды на теократию оставляют Соловьева по мере его разочарования в славянофильских чаяниях об особой роли России в истории - осуществить Царство Божие на земле. Государственное призвание России отступает на второй план в воззрениях Соловьева перед чисто религиозной задачей - сохранить чистоту веры перед концом мира и приходом Антихриста. Такое понимание цели России разделял и Трубецкой. Он считал, что "возможно, в будущем нам придется пройти через целую серию внешних неудач и бед, чтобы возгорелся в нас огонь: удачи чаще всего заставляют народы забывать о религии. Я боюсь, что русский народ только тогда сможет исполнить свое религиозное назначение, когда ему на земле станет уж очень плохо".

Ошибочное упование Соловьева на теократию Трубецкой объясняет не только неизжитым наследием старого славянофильства, но и фундаментальными особенностями его миросозерцания. Причину ошибочных убеждений Соловьева Трубецкой обнаруживает в неправильном решении вопроса об Абсолютном, или Всеедином. Абсолютное бытие, полагает он, не является сущностью нашего мира, иначе Божественному всеединству, Божественной премудрости - Софии оказывается присуще все зло, царящее в действительности, что, конечно, невозможно. Для того чтобы отделить Божественный мир от человеческого, абсолютное бытие от бытия становящегося и одновременно сохранить идею всеединства (не допуская раскола, дуализма мира), нужно, по Трубецкому, предположить, что наша действительность неотъемлемо содержится не в абсолютном бытии, а в абсолютном сознании, которое "по существу универсально и, следовательно, вне его не может существовать ничего из того, что есть, стало быть, - ничего конечного, временного". "Наша любовь нужна России .": Переписка Е. Н. Трубецкого и М. К. Морозовой // Новый мир. 1993, №9 С. 183. Трубецкой Е. Н. Миросозерцание Вл. С. Соловьева- В 2 т. М., 1995 Т. 1 С. 262.

Смотрите также

Две особенности русского марксизма
...

И. А. Ильин: философия духовного опыта
Иван Александрович Ильин (1883-1954) - философ, политический мыслитель, культуролог, блестящий публицист - внес заметный вклад в развитие русской философии. В центре его напряженных раздумий всегд ...

Философия "высшего синтеза" А. Ф. Лосева
Многогранные идеи Алексея Федоровича Лосева (1893-1988) - своеобразная страница в истории русской религиозно-философской мысли. Он один из немногих крупных ее представителей, оставшихся в послерев ...