Родился И. А. Ильин в Москве в семье присяжного поверенного. Его способности и талант обнаружились уже во время учебы в гимназии и на юридическом факультете Московского университета. В 1910 г. Ильин был направлен в научную командировку в Германию и Францию, продолжил образование в университетах Гейдельберга, Гёттингена, Парижа и Берлина; занимался в семинарах Э. Гуссерля, Г. Риккерта и Г. Зиммеля, оказавших влияние на формирование его взглядов.
После возвращения из научной командировки в 1912г. Ильин преподавал в Московском университете и других высших учебных заведениях Москвы. К этому времени относятся его первые научные труды, посвященные наследию Платона и Аристотеля, Руссо, Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля.
Постепенно круг творческих интересов Ильина сосредоточивается вокруг творчества Гегеля. В 1914-1917 гг. одна за другой выходят в свет шесть больших статей по философии Гегеля, составивших ядро двухтомного исследования Ильина - "Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека" (1918), подготовленного им как магистерская диссертация, но, защитив ее, Ильин стал одновременно магистром и доктором в области государственных наук.
После Октябрьской революции 1917 г. Ильин, оставаясь в Москве, включился в идейную борьбу против Советской власти - резкая критика большевизма содержалась и в его лекциях, прочитанных в студенческих аудиториях, и в публичных выступлениях в различных научных обществах, и в ряде брошюр, опубликованных в 1918-1920 гг., что и послужило причиной его неоднократных арестов. В сентябре 1922 г. Ильин был арестован ВЧК в шестой раз и приговорен к смертной казни, которая была заменена высылкой из России.
С 1923 по 1934 г. Ильин был деканом и профессором Русского научного института в Берлине. В эти годы он активно участвовал в политической жизни русской эмиграции, примыкая к ее правому крылу; стал одним из идеологов белого движения, несколько лет издавал "Русский колокол. Журнал волевой идеи". За эти годы им написан ряд книг по вопросам философии, политики, религии и культуры: "Религиозный смысл философии", "О сопротивлении злу силою" (1925), "Путь духовного обновления" (1935), "Основы художества. О совершенном в искусстве" (1937) и др. Однако активная деятельность Ильина прервалась сразу после прихода к власти в Германии нацистов: в 1934 г. он был уволен из Русского научного института, а через два года ему была запрещена любая публичная деятельность. В 1938 г. Ильин вынужден был эмигрировать из Германии.
С помощью С. В. Рахманинова и других своих друзей он обосновался с женой в Швейцарии, в пригороде Цюриха. Опасаясь реакции Германии, власти Швейцарии ограничивали деятельность русского мыслителя. Но постепенно положение его укрепилось, и он смог активно заняться творчеством. Помимо большого числа статей и очерков, выходивших в разных изданиях, в частности составивших впоследствии сборник "Наши задачи" (в 2 т., 1956), Ильин опубликовал на немецком языке три книги философско-художественной прозы, объединенные общим замыслом (готовил он и русское издание этой трилогии, но успел завершить только вторую ее книгу - "Поющее сердце. Книга тихих созерцаний"), увидело свет также фундаментальное исследование "Аксиомы религиозного опыта" (в 2 т., 1953); велась подготовка к печати книги "Путь к очевидности" (1957).
Смотрите также
А. И. Герцен, Н. П. Огарев: философия природы, человека и общества
А. И. Герцен является в определенной мере ключевой фигурой в отечественной философской
мысли середины XIX в., ибо именно он одним из первых в наиболее адекватной форме
выразил зарождающуюся филосо ...
Интуитивизм и иерархический персонализм Н. О. Лосского
Характерной особенностью русской религиозной философии конца XIX-XX в. является
поворот к метафизике. В этом отношении она в известном смысле опередила аналогичный
поворот к онтологии, осуществлен ...
Философско-богословская мысль
Древнерусское любомудрие не питало особых пристрастий к системности, поскольку
содержание тогда, по существу, превалировало над формой. На Руси издавна прижился
духовно-практический способ освоени ...