Л. П. Карсавин родился в петербургской артистической семье. По материнской линии он был связан с семьей основателя славянофильства А. С. Хомякова.
После окончания в 1901 г. гимназии Карсавин поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. Среди его наставников - И. М. Гревс, высоко оценивавший способности своего ученика. В 1910-1912 гг. он работал в библиотеках и архивах Франции и Италии. Предмет его интереса - история религиозных движений европейского средневековья. Итогом исследования становятся две книги - "Очерки религиозной жизни Италии XII-XIII веков" (1912) и "Основы средневековой религиозности в XII-XIII веках, преимущественно в Италии" (1915), защищенные соответственно в качестве магистерской и докторской диссертаций. Уже в этот период проявляется склонность историка Карсавина к философским размышлениям и обобщениям. Его привлекают проблемы метода исторического познания, философии истории, религиозная и национальная проблематика.
После революции акцент в публицистической деятельности Карсавина смещается преимущественно в сферу философскую и философско-богословскую. Одна за другой выходят брошюры и книги. Среди них "Saligia, или Весьма краткое душеполезное размышление о Боге, мире, человеке" (1919), "Введение в историю" (1920), "Восток, Запад и русская идея", "Noctes petropolitanae" (1922).
Интенсивная издательская деятельность, преподавание в учебных заведениях (в апреле 1918 г. Карсавин избирается профессором Петроградского университета, читает лекции в Богословском институте), участие в работе возобновившего в январе 1921г. свою деятельность Петроградского философского общества были прерваны в конце 1922 г., когда философ в числе большой группы творческой интеллигенции был выслан за границу.
В 1923 г. в Берлине выходят три работы Карсавина, подготовленные в основном еще на родине: "Диалоги", "Джиордано Бруно" и "Философия истории". В 1925 г. публикуется сочинение, названное в подражание Оригену "О началах", в котором содержится новое изложение системы религиозной философии. В 1926 г. Карсавин переезжает в Париж, где подключается к евразийскому движению. Философские идеи Карсавина становятся теоретической платформой евразийства. Он участвует в работе "Евразийского семинара" в Париже, статьи философа публикуются в евразийских сборниках и газете "Евразия".
Эмигрантская жизнь была нелегкой, приходилось вести постоянную борьбу за существование, и, когда в 1928 г. Каунасский университет пригласил Карсавина занять кафедру всеобщей истории, он принял приглашение и поселился в Литве. Здесь выходят в свет еще несколько философских трудов, в том числе его работа "О личности" (1929), содержащая изложение оригинальной философской системы. В дальнейшем Карсавин занимается в основном исторической проблематикой, издавая с 1931 г. пятитомную "Историю европейской культуры" (на литовском языке). В 1940 г. Карсавин вместе с университетом переезжает в Вильнюс и по окончании войны возобновляет преподавание. Но в 1945-1946 гг. ему разрешают читать только курс эстетики, а затем и вовсе отстраняют от преподавательской работы. Некоторое время Карсавин занимал пост директора Исторического музея в Вильнюсе. В 1949 г. последовали арест, суд и отправка в лагерь, находившийся в поселке Абезь неподалеку от Инты. Для товарищей по заключению он был образцом духовной стойкости и нравственной чистоты. Напряженная внутренняя жизнь защищала его от гнета внешних обстоятельств. За два года пребывания в неволе Карсавин написал около десяти философско-богословских трактатов, а также "Венок сонетов" и "Терцины", в которых в поэтической форме изложил свои философские мысли. Умер Карсавин в 1952 г. от туберкулеза в лагерной больнице и похоронен на кладбище в семи километрах от Полярного круга. Так завершился жизненный путь мыслителя, учившего о несовершенной природе земного бытия и стремившегося преодолеть это несовершенство путем максимально возможного усовершенствования своей личной жизни.
Смотрите также
Демократия и свобода личности в современном государстве
Мы – источник веселья – и скорби рудник,
Мы - вместилище скверны – и чистый родник.
Человек – словно в зеркале мир, - многолик,
Он ничтожен – и он же безмерно велик.
Омар Хайям
...
Философско-правовая мысль
В XIX в. в России феодализм и соответствующий ему абсолютизм, выработав в течение
столетий свой потенциал, начинают испытывать глубокий кризис в области экономики,
политики, идеологии. Все это при ...
Антропологический принцип Н. Г. Чернышевского
Н. Г. Чернышевский относится к числу тех немногих в XIX в. русских мыслителей,
которых с полным правом можно назвать политическими философами. Он был хорошо знаком
с предшествующей историей мышлен ...