Философия марксизма в россии конца XIX - начала XX в.
История русской философии / Философия марксизма в россии конца XIX - начала XX в. / Философия марксизма в россии конца XIX - начала XX в. / Философия марксизма в россии конца XIX - начала XX в.
Страница 1

То, что принято называть "философия марксизма в России", представляет собой феномен, в достаточной мере парадоксальный. Известно, что западноевропейские лидеры II Интернационала, выступавшие в конце XIX - начале XX в. официальными истолкователями идейного наследия основоположников марксизма, утверждали, что никакой марксистской философии не существует, что К. Маркс и Ф. Энгельс полностью преодолели философию. Некоторые из них считали необходимым дополнить его, например, идеями философии Канта. Спор о философии марксизма перенесся и в Россию. Первоначально в нем приняли участие идеологи народничества и либерализма, а с момента оформления "русского марксизма" как самостоятельного течения русской мысли дискуссии развернулись и среди его сторонников. В 80-90-е гг. главную роль в этих дискуссиях играл Г. В. Плеханов, доказывавший, что у Маркса и Энгельса была философия, что такой философией является диалектический и исторический материализм. Стремление дополнить марксизм кантианством Плеханов характеризовал как философский ревизионизм. Постепенно к дискуссиям о философии марксизма подключались другие российские марксисты. Союзником Плеханова в борьбе за истолкование философии марксизма как диалектического материализма стал В. И. Ленин, который также квалифицировал как философский ревизионизм любые попытки поставить под сомнение концепцию диалектического материализма как единственной философии марксизма. Но в среде российских социал-демократов появились и иные точки зрения. Так, П. С. Юшкевич утверждал, что нет марксистской философии, а есть "марксистские философии" и есть даже "марксистообразные философии". Последующая почти вековая история, особенно история философии советского периода, показала, что в России фактически существовали и до сих пор существуют несколько моделей интерпретации философии марксизма. Большинство из них формально можно квалифицировать как "неомарксизм" или "философский ревизионизм", имея в виду несоответствие их принципов философским принципам основоположников марксизма. Но целесообразнее и исторически точнее было бы все-таки говорить о разных моделях истолкования философии марксизма, о нескольких школах в философии марксизма. Во-первых, это плехановская концепция, представляющая системно-онтологически-мировоззренческую модель интерпретации философии марксизма; во-вторых, ленинская - логико-методолого-гносеологическая модель; в-третьих, "праксиологическая" модель, или "философия практики", которую наиболее адекватно представляли в российской социал-демократии "русские махисты" - А. А. Богданов, А. В. Луначарский, В. А. Базаров и их единомышленники. Неокантианскую модель истолкования философии марксизма представляет собой интерпретация философии марксизма "легальными марксистами" (П. Б. Струве, С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев). В рамках этих общих моделей существовали их индивидуальные разновидности. Следует также иметь в виду, что различные трактовки общефилософской теории марксизма не всегда соответствовали интерпретациям социально-экономических принципов марксизма, его стратегии и тактики как политического движения. И среди меньшевиков, и среди большевиков - двух основных течений в российской социал-демократии - были как сторонники диалектического материализма, так и сторонники "махизма" ("махисты" Богданов, Базаров, Луначарский - у большевиков и "махисты" Юшкевич, Валентинов - у меньшевиков). Методология объ

Страницы: 1 2

Смотрите также

Демократия и свобода личности в современном государстве
Мы – источник веселья – и скорби рудник, Мы - вместилище скверны – и чистый родник. Человек – словно в зеркале мир, - многолик, Он ничтожен – и он же безмерно велик. Омар Хайям ...

Философско-богословская мысль
Древнерусское любомудрие не питало особых пристрастий к системности, поскольку содержание тогда, по существу, превалировало над формой. На Руси издавна прижился духовно-практический способ освоени ...

Философско-мировоззренческие идеи в культуре Киевской Руси (XI - XIII вв.)
Начавшаяся в конце Х в. христианизация Древней Руси, ставшая делом государственной политики, внедрялась сверху в общество, где веками господствовало язычество. Процесс смены и перестройки мировосп ...