Путь борьбы за социализм, т. е. за триумф человека в природе, это и есть богостроительство, его атомами выступают люди, деятельность которых, направленная на создание идеального общества, где воцаряется всезнание, всеблаженство, всемогущество, всеобъемлющая, вечная жизнь, приобретает религиозный характер, ибо они "строят" "любовное сожительство людей на земле", где человек человеку - бог. Устремленность к идеалу, считали Луначарский и другие богостроители, объединяет людей, порождает активные, коллективистские творческие действия, в которых реализуется принцип "возможно большей жизненной мощи", "максимума жизни". Героическая борьба людей за светлое будущее и есть проявление богостроительских, религиозных сил, т. е. богостроительство. "Вот просыпается воля народа, соединяется великое, насильно разобщенное, уже многие ищут, как слить все силы земные в единую, из нее же образуется, светел и прекрасен, всеобъемлющий бог земли", - писал Горький в "Исповеди" (1908). Построение социализма - это полный ответ на все религиозные вопросы, и таким образом осуществляется завершение и разрушение всех предшествовавших религий, а это, по словам Базарова, и есть "творческое преодоление бога". Отныне бог - это цельное социалистическое человечество, это власть разумной, коллективной воли. Объектами сверхиндивидуального поклонения (вместо бога) становятся "великие ценности" (святыни): "великая надежда, великая мечта, великая цель". Это и есть религия нового человека, конкретизируемая в теории и практике социализма, марксизма.
Богостроители активно пропагандировали свои взгляды среди рабочих и других слоев населения. В 1909 г. на о. Капри (Италия) они организовали школу для рабочих - "литераторский центр богостроительства" (Ленин), а затем группу "Вперед". Их позиция находила поддержку у части меньшевиков, эсеров, некоторых представителей духовенства.
Пропаганда богостроительства среди рабочего класса вызвала резкую критику со стороны большевиков и меньшевиков-партийцев, возглавляемых Плехановым. Ленин написал несколько писем Горькому, в которых указывал на ненаучность и практический вред богостроительства. Критикуя Луначарского за "обожествление высших человеческих потенций", он разграничивал "благие намерения" (Луначарский думал, что делает полезное дело для пропаганды идей марксизма) и объективное, общественное значение его взглядов, которые в действительности означали извращение марксистской теории.
Плеханов в работе "О так называемых религиозных исканиях в России" подчеркивал, что наука и религия несовместимы, что идея бога не организует народные массы, а усыпляет, отвлекает их от борьбы за свое освобождение.
В целом богостроительство не получило широкого распространения, его сторонники отказались от дальнейших попыток интерпретации марксизма в религиозном направлении, их группировки распались. К середине второго десятилетия XX в. богостроительство как идеологическая платформа перестало существовать. В 1925 г. Луначарский опубликовал сокращенный и переработанный вариант своего труда "Религия и социализм" под названием "От Спинозы до Маркса", а в 1931 г. признал, что увлечение богостроительством было "самой моей большой ошибкой". Луначарский А. В. Атеизм // Очерки по философии марксизма. Философский сборник. М., 1908. С. 160. Юшкевич П. С. На тему дня // Вершины. Кн. 1. Спб., 1909. С. 383. См.: Луначарский А. Религия и социализм. Спб., 1911.4. 2. С. 324. Там же. С. 377-378. Там же. С. 284. Луначарский А. Религия и социализм. Спб., 1908. Ч. 1.С. 48-49. Луначарский А. Будущее религии // Образование, 1907, № 10. С. 21. Луначарский А. Религия и социализм. Ч. 2. С. 395. Там же. Ч. 1.С. 42. Базаров В. Богоискательство и "богостроительство" // Вершины. Кн. 1. Спб., 1909. С. 355. Луначарский А. В. Литературное наследство. М., 1970. Т. 82. С. 497.
Смотрите также
Экзистенциальный иррационализм и нигилизм Л. Шестова
Философские воззрения Л. Шестова, в силу их сугубой иррациональности и парадоксальности,
трудно подвести под какое-то общее определение. Мастер афористического философствования,
"ниспровергат ...
Антропологический принцип Н. Г. Чернышевского
Н. Г. Чернышевский относится к числу тех немногих в XIX в. русских мыслителей,
которых с полным правом можно назвать политическими философами. Он был хорошо знаком
с предшествующей историей мышлен ...
Философия Г. В. Плеханова
Георгий Валентинович Плеханов (1856- 1918) вошел в интеллектуальную историю России
как философ, публицист, первый русский теоретик и пропагандист марксизма, выдающийся
деятель международного социа ...