Становление советской философии
История русской философии / Философская мысль в России советского и постсоветского периодов / Становление советской философии / Становление советской философии

К Октябрю 1917г., находясь в довольно тесных взаимоотношениях с культурой Запада, русская философская мысль рядом своих новейших направлений (неокантианство, неогегельянство, гуссерлианство, позитивизм, марксизм и др.) входила органической частью в европейскую философию. Вместе с тем в отечественной философии начала XX в. были представлены течения, во многом оригинальные в смысле непохожести на западноевропейскую философскую мысль и отражавшие в конечном счете специфику исторического развития России. По своим ценностным, мировоззренческим ориентациям они в целом соответствовали умонастроению, идеологии и психологии национально настроенных слоев русского общества.

Победа Октябрьской революции сразу привела к радикальным переменам в политической и идеологической ситуации в стране. Что касается состояния философской мысли, то в ней перемены происходили гораздо медленнее. В первые годы существования советской России дореволюционная философская традиция прервалась не полностью. Дооктябрьские течения русской философии имели продолжение не только в русской эмигрантской культуре, но и до конца 20-х гг. довольно заметно были представлены в идейно-философской жизни советского общества и оказывали влияние на общий философский климат в стране. Однако господствующей тенденцией были постепенное и неуклонное вытеснение оставшихся с дореволюционных времен идеалистических и позитивистских течений русской мысли и стремление к монополизации идейно-философской жизни группировками, выступавшими (частью безосновательно) от имени философии марксизма.

Смотрите также

Философия "высшего синтеза" А. Ф. Лосева
Многогранные идеи Алексея Федоровича Лосева (1893-1988) - своеобразная страница в истории русской религиозно-философской мысли. Он один из немногих крупных ее представителей, оставшихся в послерев ...

Интуитивизм и иерархический персонализм Н. О. Лосского
Характерной особенностью русской религиозной философии конца XIX-XX в. является поворот к метафизике. В этом отношении она в известном смысле опередила аналогичный поворот к онтологии, осуществлен ...

Экзистенциальный иррационализм и нигилизм Л. Шестова
Философские воззрения Л. Шестова, в силу их сугубой иррациональности и парадоксальности, трудно подвести под какое-то общее определение. Мастер афористического философствования, "ниспровергат ...