В 60 - 80-х гг. в сфере философского знаний! сформировалось новое крупное направление, фактически новая дисциплина - философия науки, изучающая науку как специфическую область человеческой деятельности и как развивающуюся систему знаний. Было опубликовано много работ по логическому строению и типологии научных теорий, взаимоотношению теоретического и эмпирического уровней научного исследования, проблемам объяснения и понимания, предпосылок и механизмов формирования нового знания в науке и т. д. (В. С. Швырев, В. С. Степин, А. И. Ракитов, М. В. Мостепаненко, Ю. В. Сачков, И. А. Акчурин, Е. П. Никитин, Ю. А. Петров и др.).
Логико-методологические исследования науки существенно обогатили представления о структуре научного познания. Была показана необходимость выявления исторически сменяющихся стилей мышления, исходных картин мира, которые лежат в основе формирования конкретных научных теорий. Изучение стилей мышления, относительно устойчивых парадигм возможно лишь тогда, когда исследователь выходит за пределы данной теоретической системы, обращается к ее философским основаниям, анализирует теорию в контексте культуры определенного периода. Объектом исследований стали также научные революции, проблемы дифференциации и интеграции научного знания, преемственности и прерывности в его развитии и т. д. (Б. М. Кедров, С. Р. Микулинский, Н. Ф. Овчинников, А. П. Огурцов и др.).
Бонифатий Михайлович Кедров (1903 - 1985) был первым главным редактором журнала "Вопросы философии" (1947 - 1949), в разные годы - директором Института истории естествознания и техники АН СССР и Института философии АН СССР. Он внес заметный вклад в исследования взаимосвязи философии и естествознания (особенно химии, физики, биологии), философских проблем науковедения, научного творчества, классификации наук ("Науки в их взаимосвязи. История. Теория. Практика" (1988), "Проблемы логики и методологии науки. Избранные труды" (1990) и др.). В условиях, когда нередко проявлялась тенденция к чрезмерной политизации философии, Кедров стремился утверждать принцип научности в философских исследованиях.
На рубеже 70 - 80-х гг. в отечественной и зарубежной философии науки на передний план стали выдвигаться проблемы социокультурной обусловленности научного познания. Это был переход к новой методологии исследований. Было показано, что в истории развития методологии науки можно выделить три этапа, соответствующие трем типам научной рациональности. На смену господствовавшему в XVII - конце XIX в. типу классической рациональности, когда условием объективности знания считалось исключение из него всего, что относится к субъекту познавательной деятельности, пришел неклассический тип рациональности, исходивший из того, что познающий субъект не отделен от предметного мира, а находится внутри него. Этот подход сложился в условиях революции в естествознании конца XIX - начала XX в. и создания квантово-релятивистской физики. С конца 70-х гг. стал формироваться новый, постнеклассический тип научной рациональности, связанный с анализом науки в контексте ее социального бытия, обусловленности состоянием культуры, ее ценностными ориентациями и мировоззренческими установками.
В процессе дифференциации и интеграции наук возникали новые научные дисциплины, междисциплинарные связи и пограничные проблемы. В результате разработок проблем кибернетики, информатики, экологии, освоения космоса был сделан вывод о наличии в современной науке общенаучного уровня знания. Это означало, что помимо двух выделявшихся ранее уровней познания - специфического (для каждой отдельной науки) и особенного (для ряда наук) вводился в научный оборот третий уровень - общенаучный, не сводимый ни к философскому, ни к частнонаучному. Общенаучный характер методологии позволяет применять ее одновременно в нескольких различных научных дисциплинах. В этой связи активно исследовались не только традиционные в диалектическом материализме категории и понятия, но и новые или мало разрабатывавшиеся: структура, система, вероятность, мера, симметрия, инвариантность, единичное, особенное, всеобщее, субстанция, вещь, саморазвитие и др. Дискутировался вопрос о статусе этих категорий: какие из них следует отнести к философским, а какие - к общенаучным. К общенаучным методам относили системно-структурный, структурно-функциональный, логико-математический, моделирования и другие. Широкое развитие получили философские исследования системного подхода и общей теории систем. Их начало восходит к работе междисциплинарного семинара, собиравшегося в 60-е гг. под руководством Г. П. Щедровицкого в научно-исследовательском Институте общей и педагогической психологии. Однако ортодоксальные критики расценили деятельность Щедровицкого как попытку "гальванизации трупов логического позитивизма". И все же в Институте истории естествознания и техники АН СССР был создан сектор системного исследования науки, который начал выпускать ежегодник "Системные исследования" (1969 - 1997), продолженный с конца 70-х гг. уже в стенах Всесоюзного научно-исследовательского института системных исследований (в настоящее время - Институт системного анализа РАН).
Смотрите также
Философия народничества
Поскольку народничество представляет собой в первую очередь общественное движение,
то возникают вопросы, есть ли у него свои философы, насколько правомерны понятия
"народническая философия&qu ...
А. И. Герцен, Н. П. Огарев: философия природы, человека и общества
А. И. Герцен является в определенной мере ключевой фигурой в отечественной философской
мысли середины XIX в., ибо именно он одним из первых в наиболее адекватной форме
выразил зарождающуюся филосо ...
И. А. Ильин: философия духовного опыта
Иван Александрович Ильин (1883-1954) - философ, политический мыслитель, культуролог,
блестящий публицист - внес заметный вклад в развитие русской философии. В центре
его напряженных раздумий всегд ...