Русская философская мысль в контексте мировой философии
Книги, статьи по философии / История русской философии - Евлампиев И.И / Введение / Русская философская мысль в контексте мировой философии
Страница 2

Наконец, в качестве четвертой отличительной черты русской философии необходимо отметить специфику самого стиля философствования. В западной философии, начиная с XVII в., господствовал чисто рациональный, "научный" метод изложения, достигший апофеоза у представителей классической немецкой философии. В русской философии рационалистический стиль никогда не был основным, более того, многие мыслители решительно отвергали его как ложную форму философского познания, не позволяющую дойти до сути главных проблем бытия. В русском духовном характере образное, художественное, интуитивное отношение к миру обладало явным преимуществом перед абстрактно-рациональным его освоением, поэтому и в философии ведущим оказался эмоционально-образный стиль философствования, отдающий предпочтение ярким художественным образам и аналогиям, интуитивным прозрениям, а не строгим логическим рассуждениям. Даже у тех русских философов, сочинения которых вполне отвечали стандартам классического рационализма, логичность и рациональная последовательность всегда естественно сочетались с художественной образностью и апелляцией к интуиции, позволяющей проникнуть за пределы доступного для рационального мышления. Особенно характерным такое сочетание было для Вл. Соловьева и его философских наследников - Н.Бердяева, С.Франка, И.Ильина, Л.Карсавина и др.

Проследим вкратце, как указанные особенности русской философии выявлялись в ходе ее развития. Нужно подчеркнуть, что это развитие в решающей мере определялось влиянием западноевропейской философии, которая активно усваивалась Россией на протяжении полутора столетий: от середины XVIII в. до начала XX в.

Вплоть до середины XVIII в. русская философская мысль развивалась почти исключительно внутри богословия, и, по сути, можно говорить только об элементах философии, присутствующих в богословских и литературно-художественных сочинениях. Понять причины этого нетрудно. Формирование западной философской традиции в Средние века проходило под влиянием не только христианского богословия, но и античного философского наследия. Даже отрицательное отношение христианской мысли к античной философии было отношением, в котором усваивались основные понятия и концепции, а самое главное - усваивалась сама методология философского исследования. Этому способствовало и языковое единство средневекового и античного мира, связанное с тем, что церковная служба в католической церкви велась на латинском языке. В противоположность этому принятие восточного христианства Русью не сопровождалось интенсивным усвоением сочинений античных философов. Этому препятствовало, кроме прочего, слабость традиции отвлеченного мышления на Руси, а также уже отмечавшееся преобладание в культуре образных, художественных элементов.

Радикальное изменение этой ситуации произошло только в Петровскую эпоху и было связано, в первую очередь, с резкой секуляризацией культуры, ее большей независимостью от церкви и церковной жизни. Для философии это имело первостепенное значение, поскольку позволяло раскрепостить мысль, высвободить ее из оков богословской догматики. На первом этапе самостоятельного развития русской философии (вторая половина XVIII в. - первая четверть XIX в.) происходит активное восприятие концепций и систем западных мыслителей - от Платона и Аристотеля до Декарта, Лейбница и просветителей (из последних особенно большое влияние имел Вольтер). Важно отметить, что "ученичество" русских мыслителей носило творческий и самостоятельный характер. В частности, под влиянием идеологии французских просветителей был создан ряд достаточно оригинальных социально-политических утопий (М.Щербатов, Н.Новиков, А.Радищев).

В начале XIX в. определяющее воздействие на "развитие русской философии начинает оказывать классическая немецкая философия. Особую роль в этом процессе сыграл тот факт, что во многих российских учебных и научных заведениях того времени работают приглашенные из Германии профессора. Характерно, что восприятие систем немецкой философии сопровождалось своеобразной радикальной поляризацией содержащихся в ней противоположностей. Особенно наглядно это проявилось в том, как интерпретировались и использовались идеи Шеллинга. У него русские мыслители одновременно заимствовали и натурфилософию, с помощью которой оправдывался самый крайний эмпиризм, служивший идеологической основой бурно развивавшейся науки, и идеализм, доводивший до крайнего мистицизма.

В середине XIX в. такие же полярные интерпретации сопровождали увлечение гегелевской философией, в которой одновременно искали и новую религию (ранний М.Бакунин, В.Белинский), и подлинный метод "научной" философии, и революционного преобразования мира (Герцен, Белинский, русский марксизм).

Со второй четверти XIX в. русская философия начинает поиски своих собственных, совершенно оригинальных подходов к тем философским проблемам, которые окончательно определились в качестве главных: сущность человеческого бытия, соотношение веры и разума в человеке, смысл и цели истории. В 20-30-е годы на первый план выходит последняя из этих проблем в связи с вопросом об историческом предназначении России, остро вставшем после триумфа в войне 1812-1814 гг. Тот факт, что по поводу этой проблемы произошло резкое размежевание западников и славянофилов, еще раз демонстрирует глубокий антиномизм, глубокую внутреннюю противоречивость русской философской мысли, по каждой проблеме неизменно формулирующей две диаметрально противоположные точки зрения.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Л. П. Карсавин: учение о симфонических личностях и философия истории
Лев Платонович Карсавин (1882-1952), как и некоторые другие русские религиозные мыслители, приверженец метафизики всеединства, вместе с тем создал оригинальную философско-историческую концепцию, р ...

Религиозно-нравственное учение Л. Н. Толстого
Лев Николаевич Толстой (1828-1910) - писатель, мыслитель и духовный реформатор, создавший религиозно-нравственное учение непротивления злу насилием. Его жизнеучение (он разработал именно "жиз ...

Глобализационные процессы в современном мире
Автор полагает, что тема данного исследования актуальна, так как, во-первых, связана с новым направлением в философской науке – философии глобальных проблем, во-вторых отражает противоречиво ...