Размышления Достоевского о сущности человека и Бога, приведшие его к радикальному пересмотру некоторых устоявшихся и не подвергавшихся ранее сомнению представлений, оказали огромное воздействие на всех последующих русских мыслителей. Даже те из них (например, К.Леонтьев), кто, чутко уловив несоответствие взглядов Достоевского традиционному православному мировоззрению, резко критически отнеслись к его исканиям, не смогли избежать влияния его идей и, несмотря на все стремление "отстраниться" от Достоевского, неявно использовали его прозрения. Подавляющее же большинство мыслителей конца XIX - начала XX века сознательно принимало выводы Достоевского (пусть не всегда ясные и законченные) за отправную точку своих философских построений. Революция, совершенная Достоевским в сфере философского анализа человека, оказалась в точном соответствии с теми грандиозными изменениями, которые произошли в европейской культуре в XVIII-XIX вв. (исток этих изменений необходимо искать в мировоззрении эпохи Возрождения) и которые делали невозможными сохранение устоявшихся (по сути, средневековых) представлений о сущности человека и его значении в бытии. Хотя наступающая эпоха, эпоха нового самоощущения человека, эпоха нового "откровения" о человеке, оказалась полной трагических потрясений и катаклизмов (по которым XX в. обогнал все предшествующие столетия человеческой истории), это означало только одно - что произошло невероятное ускорение исторического развития человека, произошел его переход в новую форму бытия, наглядно выявляющую его центральное положение в мире и его ответственность за все мироздание.
По существу, почти вся русская философия конца XIX - начала XX века занималась тем, что развивала и углубляла ту новую концепцию человека, основы которой заложил Достоевский. Наиболее последовательное и решительное развертывание главных принципов этой новой концепции привело к формированию философии экзистенциализма. Хотя в узком смысле термин "экзистенциализм" применим только к небольшому кругу западноевропейских мыслителей (в первую очередь, к А. Камю и Ж.-П. Сартру, последний из которых и ввел этот термин, придуманный С. Кьеркегором, в активное употребление), если вести речь не о ""партийных" пристрастиях, а о сути высказываемых идей, к экзистенциальному направлению в философии нужно отнести значительную часть русских философов рубежа веков - Л. Шестова, Н.Бердяева, С.Франка, Л.Карсавина, И.Ильина - и таких крупнейших мыслителей Западной Европы, как К.Ясперс и М.Хайдеггер.
В традиционной философской модели человека, восходящей к Платону и Аристотелю, отдельная эмпирическая личность оказывалась вторичной по отношению ко всеобщей духовной субстанции, по отношению к Абсолюту, Богу. Прихотливая, иррациональная, не поддающаяся какому-либо "обобщению" и рационализации жизнь личности признавалась в классической философии за нечто несущественное в сравнении с системой вечных ценностей, всеобщих духовных целей и установок. В экзистенциализме соотношение essentia (всеобщей сущности) и existentia (сиюминутного временного бытия) в человеке интерпретируется обратным образом. Принципиальное отличие человека от всех вещей и живых существ заключается в том, что в нем главное - это не его всеобщая сущность, а сиюминутное временное бытие, иррациональная жизнь, уникальность и неповторимость наличного состояния. Для того чтобы понять и объяснить любую вещь или живое существо, достаточно описать его сущность, его род; чтобы понять и объяснить человека, нужно жить его жизнью, стать им, слиться с его неповторимой уникальной личностью.
Смотрите также
"Религиозный материализм" С. Н. Булгакова
Творчество Сергея Николаевича Булгакова (1871-1944) занимает в русской религиозно-философской
мысли XX в. одно из центральных мест. Он проделал впечатляющую идейную эволюцию
от сторонника "ле ...
Неортодоксальные (нетрадиционные) версии развития философии марксизма
Конец XIX - начало XX в. был ознаменован для России интенсивным ("вширь и вглубь")
развитием капитализма, обострением социально-классовых противоречий и конфликтов,
ростом революционного ...