Наиболее плодовитый русский розенкрейцер Иван Владимирович Лопухин (1756 - 1816), труды которого "Духовный рыцарь" (1791) и "Некоторые черты о внутренней церкви" (1798) еще при его жизни переводились на иностранные языки, посвятил немало страниц проблеме мистического слияния духа и материи. Данная проблема толкуется им по известной неоплатоновской формуле "единство без смешения". В перспективе превращения "дикого камня" в "совершенный многогранник" человеческому телу, писал Лопухин, "надлежит быть яслями возрождения и земною обителью истинного человека, внутреннего, духовного, сотворенного по образу и подобию Божескому". Вернуть человеку чистый облик первого Адама (Первоадама), обитавшего в Эдеме, - значит, по его мнению, через аскетическое отрицание плоти и всестороннее одухотворение человеческого бытия создать совершенное тело как храм обновленного духа.
В теоретико-познавательном плане процесс становления "внутреннего человека", по мнению масонов, означает пробуждение сверхчувственных способностей в восприятии мира и Бога, а также в акте самопознания. С их точки зрения, и сенсуалисты, и рационалисты существенно обедняют человеческую духовность, не учитывают ее качественного многообразия. Между тем духовный опыт свидетельствует о наличии "сокровенной способности простирать взоры вне самого себя на другие отдаленные предметы и снискивать там о вещах такие понятия и познания, какие посредством известных нам душевных сил не могут быть снисканы". О том, что представляют собой эти способности и эти знания, масоны говорили с большой долей неопределенности. Ими выделялись ясновидение будущего, сверхчувственный взаимоконтакт "родственных душ", мистическая интуиция, приносящая абсолютно достоверные знания, и т. п. В масонской литературе подчеркивается, что вся сила и могущество человеческого разума, столь ярко заявившего о себе в век Просвещения, имеет своим источником божественное откровение. Возвысить разум - значит подчинить его вере, считали масоны.
В отличие от западноевропейского масонства, где наибольшую роль играли политизированные и радикально-демократические версии, общественно-политические идеи большинства русских "каменщиков" характеризуются умеренностью и консерватизмом. И. В. Лопухин, П. И. Голенищев-Кутузов рассматривали идею социально-исторического прогресса как вредную иллюзию, поселившуюся в умах безбожников со времен Реформации и призванную затушевать всеобщую духовную и нравственную деградацию.
Если для западноевропейского масонства конечная цель - построение единого сверхгосударства на началах свободы, равенства и братства (что было особенно характерно для английских и французских "вольных каменщиков"), если богом для них является просвещенное человечество, религией - абстрактный антропоцентризм, борющийся с традиционными религиями, то, с точки зрения, например, Лопухина, истинного "каменщика", или "духовного рыцаря", отличают "непоколебимая верность и покорность своему государю, совершенное повиновение учрежденным в правительстве началам", он должен "противоборствовать буйственной и пагубной системе мнимой вольности, равенства . всякими возможными путями добрыми".
Необходимость проповеди религиозного индифферентизма и уничтожения национальной государственности (тесно связанной с монархическим правлением) во имя учреждения "Соединенных Штатов Европы" отрицалась в русском масонстве. В частной переписке и печатных работах многие представители масонства выступали за незыблемость основ самодержавной власти, сохранение сословии и крепостного права. Они отстаивали идею "естественного неравенства" в социальном обустройстве человечества как земное отражение духовно-божественной иерархии. Многие деятели русского масонства, особенно после Отечественной войны 1812г., словом и делом доказывали, что любовь к своему Отечеству и его защита от внешних врагов выше абстрактных принципов интернационального масонского братства - гипотетического царства Астреи, объединяющего денационализированное человечество.
Масоны-розенкрейцеры в поисках "внутреннего света" призывали к минимизации социальных контактов с миром "профанов", исходя из принципа "Богу - Богово, кесарю - кесарево". Проповедуя эзотерическое учение духовного самосовершенствования, они предпочитали оставаться вне политики и чаще всего воздерживались от каких-либо суждений в этой области. А. С. Пушкин, лично знавший некоторых представителей этого поколения русских масонов, так описывает свои впечатления: "Нельзя отрицать, чтобы многие из них не принадлежали к числу недовольных; но их недоброжелательство ограничивалось брюзгливым порицанием настоящего, невинными надеждами на будущее и двусмысленными тостами на франкмасонских ужинах". Не отрицая наличия зла и неправды в социальной жизни, русские розенкрейцеры были убеждены, что бороться с ними следует главным образом путем религиозно-нравственного преображения каждого отдельного человека.
Смотрите также
Философско-мировоззренческие идеи в культуре Киевской Руси (XI - XIII вв.)
Начавшаяся в конце Х в. христианизация Древней Руси, ставшая делом государственной
политики, внедрялась сверху в общество, где веками господствовало язычество. Процесс
смены и перестройки мировосп ...
Философские идеи в культуре Московской Руси
Если эпоху Киевской Руси можно назвать своего рода периодом ученичества, началом
приобщения к мировой культуре, главным событием которого было введение христианства,
то основным содержанием эпохи ...
Интуитивизм и иерархический персонализм Н. О. Лосского
Характерной особенностью русской религиозной философии конца XIX-XX в. является
поворот к метафизике. В этом отношении она в известном смысле опередила аналогичный
поворот к онтологии, осуществлен ...