Оправдание несовершенства. История Иисуса Христа
Книги, статьи по философии / История русской философии - Евлампиев И.И / Философия личности Л. Карсавина / Оправдание несовершенства. История Иисуса Христа
Страница 1

С одной стороны, Карсавин утверждает, что Абсолют-всеединство во всей своей "чистоте", во всем своем совершенстве выступает как предел, как "цель", к которой идет в своем "усовершении", "обóжении" тварный человек, но, с другой стороны, он признает, что все, что есть в несовершенной эмпирической жизни человека, - даже все ее негативные и злые проявления, вплоть до опыта эмпирической смерти - не должно исчезнуть в "усовершенном" состоянии, должно "войти" в Абсолют. Соединение этих тезисов ведет к противоречию, неразрешимому рациональным образом; чтобы сгладить это противоречие, Карсавин использует "символическое" доказательство фундаментальности несовершенства - это доказательство дает история Иисуса Христа. https://mobimozg.com карта памяти для видеорегистратора.

Христос стал человеком и прошел весь путь страданий и мук прежде всего для того, чтобы несовершенный мир - именно во всем своем несовершенстве, как пространственный и временной, обремененный смертью и ничто, - приобрел абсолютное значение и уже не мог быть никогда полностью преодолен, поскольку он необходим для того, чтобы акт "Богоявления в ничто" не стал бессодержательным кружением Бога в себе самом, а реально привел к приятию, "ассимиляции" ничто в бытие, во всеединство. " .Бог, - пишет Карсавин, - не только вочеловечился - Он воплотился, т. е. принял в Себя нашу грубую плоть, нашу жизнь земную. Бог вочеловечился в недостаточности Человека. Он не стал сам недостаточным по бытию, косным в своей Божественной и в приятой Им человеческой воле. В Нем нет вины перед Богом и нами, перед Собою самим. Но, осуществляя свою всеединую человеческую волю, Он осуществил ее в разъединенности времени и пространства. Этим Он подчиняется закону земного бытия, приемля зрак рабий, разъятость жизни и смерти: родится, страдает и умирает. Не принимая вины, принимает Он кару в свое Богобытие. Но, обожая всю нашу эмпирию, Он преображает ее из иллюзии в Божественную действительность. И если правда, что родился Христос на земле, что страдал Он и умер, реальна вся жизнь наша, истинно наше знание, полна смысла наша земная любовь. Совершенно Всеединое Божество, и ничто обогатить Его не может. Но во Христе обогащает Его наша тварностъ: и непостижимым образом Бесконечная Любовь, творя нас, новое творит и в Себе" (курсив мой. - И. Е.).

Последние слова Карсавина лишний раз доказывают, насколько он далек от ортодоксального православия. Ведь он утверждает, что тварное бытие (именно в своем несовершенстве) является реальным обогащением Бога, всеединства. Включая в себя все существующее, всеединство включает в себя и тварное бытие, обремененное смертью и ничто, т. е. "ассимилирует" ничто в Абсолют. Это приводит к тому, что снимается принципиальное различие тварного и божественного, и мы получаем "символическое доказательство" уже сформулированного выше принципа: преображение мира нужно понимать не как его "исправление", связанное с отрицанием и уничтожением каких-то его аспектов и сторон, а прежде всего как его сохранение во всем несовершенстве и ограниченности и только затем - как его восполнение до совершенства. Как утверждает Карсавин: " .каждый миг земной нашей жизни - миг Вечности Божьей, в ней единый с другими и все же отличный от них. Чрез Боговочеловечение он реален и для нас и для Бога. Поэтому реальна и вечна в себе и для Бога живых моя ограниченная, земная личность. Не в том смысле бессмертна она, что для нее есть еще какое-то иное бытие за пределами времени, в каком-то времени бесконечном. - Нет и не будет нашего временного бытия за пределами нашего времени. Полнота эмпирической жизни во времени только и существует. Но само время, а в нем и все временное и эта моя эмпирическая личность находятся в вечности. Моя ограниченная личность объемлется моею личностью высшей, в ней бессмертна и реальна, как момент ее, и реальна потому, что сама ограниченность моя во Христе стала истинным бытием. Не иная какая-то жизнь предстоит моему эмпирическому я; но вот эта самая жизнь земная, которою ныне живу я. Именно она не исчезнет и не погибнет, именно она и бессмертна".

Подчеркнем, что "бессмертие" в данном контексте вовсе не означает абсолютное отсутствие смерти; смерть будет и в божественном состоянии - причем в том же смысле и сопровождаемая тем же ужасом, что и эмпирическая, - но там она будет восполнена воскресением, понимаемым как единение всех моментов жизни личности (жизни как стояния на грани между бытием и ничто) и всех личностей. "Воплощение Христа сделало временно-пространственное бытие из иллюзии реальностью. Выполнив закон тварного бытия, Иисус сделал реальным само временно-пространственное течение жизни и раскрыл его всеединство чрез вознесение в высшую сферу бытия. Он явил созидание-наслажденье и разложение-страданье как два лика единого бытия; указал путь к нахождению жизни в отдаче ее, смертию смерть попрал. Он утвердил бессмертие как жизнь смерти в вечности, и нетление индивидуальной плоти - как всеединство ее индивидуального круговорота" (курсив мой. - И. Е.).

Страницы: 1 2

Смотрите также

Экзистенциальный иррационализм и нигилизм Л. Шестова
Философские воззрения Л. Шестова, в силу их сугубой иррациональности и парадоксальности, трудно подвести под какое-то общее определение. Мастер афористического философствования, "ниспровергат ...

А. И. Герцен, Н. П. Огарев: философия природы, человека и общества
А. И. Герцен является в определенной мере ключевой фигурой в отечественной философской мысли середины XIX в., ибо именно он одним из первых в наиболее адекватной форме выразил зарождающуюся филосо ...

Философия "высшего синтеза" А. Ф. Лосева
Многогранные идеи Алексея Федоровича Лосева (1893-1988) - своеобразная страница в истории русской религиозно-философской мысли. Он один из немногих крупных ее представителей, оставшихся в послерев ...