Основные законы и категории диалектики
Основы современной философии / Человек в развивающемся мире / Основные законы и категории диалектики
Страница 2

Следует различать виды противоречий. Внутренние противоречия — взаимодействия противоположностей в системе внутренних отношений предмета (например, социальные отношения в обществе). Внешние — это взаимодействия противоположностей, принадлежащих разным предметам (система — среда). Основные противоречия — взаимодействия противоположностей, образующих источник саморазвития предмета в данный момент времени, при этом они, как правило, оказываются многомерными. Например, основное противоречие современного общества проявляется как сложнейший комплекс глобальных проблем (экологическая, энергетическая, продовольственная и др.). Разрешение этого противоречия возможно в результате перехода человечества в новую стадию развития — информационное общество, принципы организации которого не стимулируют дальнейшее обострение указанного противоречия, а наоборот, выступают необходимыми предпосылками реализации механизма его разрешения, а значит, и последующего развития человеческой цивилизации. На основные противоречия влияют неосновные, но не определяют их форму (потребительная стоимость — стоимость в рыночных отношениях). Антагонистические противоречия представляют собой взаимодействие противоположностей, имеющих в максимальной степени диаметрально направленные тенденции своей эволюции. Снятие, разрешение таких противоречий возможно только революционным путем, т. е. как переход в новое качество (рабы — рабовладельцы). Примером неантагонистического противоречия является соотношение между однотипными социально-классовыми общностями.

В процессе познания закон единства и борьбы противоположностей выполняет ряд важнейших методологических функций. Во-первых, он ориентирует на поиск источника самодвижения объекта. Во-вторых, указывает на преходящий характер изучаемого объекта, так как разрешение его противоречия есть переход в другое качество, характеризуемое иным полем возможностей и противоречий. В-третьих, этот закон направляет процесс познания на ступени объяснения объекта. В-четвертых, тем самым фиксируется внутренняя сторона существования объекта, т. е. его сущность.

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений раскрывает механизм развития. Согласно этому закону качественная трансформация предмета происходит тогда и только тогда, когда изменение количественных характеристик этого предмета достигает определенного предела.

Категория качества отражает определенность существования предмета, детерминирующую его отличие от всех других предметов и вместе с тем образующая его целостность. Качество данного предмета следует рассматривать в соотнесении с другими предметами. Таким образом мы обнаруживаем внешнюю границу существования предмета как относительно самостоятельного целого. Одновременно с этим в соотнесении данного предмета с другими мы находим и его количество. Эта категория отражает определенность существования предмета, детерминирующую его сходство, тождество со всеми другими предметами. Качество и количество, являясь сторонами определенности предмета, образуют единство, которое выражается категорией меры, т. е. количество всегда качественно и наоборот. В мере отношение качественной и количественной определенности проявляется в том, что количественное изменение предмета влечет за собой качественное, т. е. данный предмет приобретает новые и утрачивает какие-либо свойства.

Определенное количественное изменение не охватывает всю совокупность свойств предмета, т. е. оно протекает избирательно, при этом обнаруживается верхняя и нижняя границы относительной независимости качества от количества. Если количественное изменение переходит ту или иную границу, происходит нарушение меры и предмет переходит в принципиально новое качество или элиминируется совсем. Устойчивость сменяется неустойчивостью. Происходит скачок — прерыв непрерывности движения данного предмета. При этом качественно изменяются определенные свойства объекта, другие же меняются лишь количественно. Например, в настоящее время человечество в своем развитии переживает изменение (скачок) — переход от индустриальной фазы развития к информационной цивилизации, который вызван резким увеличением потока производимой и потребляемой человеком информации (количественное изменение). В данном случае качественно меняются социальные параметры человеческого бытия, биологические же — лишь количественно. Так как скачок определяется изменчивостью и неустойчивостью, одной из важнейших его характеристик является скорость изменений, которую следует соотносить со скоростью изменений в границах меры, т. е. в устойчивом состоянии предмета. Отсюда можно будет заключить быстрый или медленный скачок имеет место.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Экзистенциальный иррационализм и нигилизм Л. Шестова
Философские воззрения Л. Шестова, в силу их сугубой иррациональности и парадоксальности, трудно подвести под какое-то общее определение. Мастер афористического философствования, "ниспровергат ...

Л. П. Карсавин: учение о симфонических личностях и философия истории
Лев Платонович Карсавин (1882-1952), как и некоторые другие русские религиозные мыслители, приверженец метафизики всеединства, вместе с тем создал оригинальную философско-историческую концепцию, р ...

Философия Г. В. Плеханова
Георгий Валентинович Плеханов (1856- 1918) вошел в интеллектуальную историю России как философ, публицист, первый русский теоретик и пропагандист марксизма, выдающийся деятель международного социа ...