Как видно из предшествующего раздела, идеология гуманизма исторически отражала основные этапы развития самого общества, была неразрывно связана с содержанием социальных процессов. Исходя из существующих социально-экономических условий и наличных политических прав и свобод, она направляла духовные устремления и деятельность людей на достижение более высоких социальных идеалов. Гуманизм как одна из наиболее значимых духовных ценностей ориентировал человека и общество на преодоление существующих несправедливостей и пороков, улучшение условий жизнедеятельности, разрешение проблем, связанных с положением личности, совершенствование материальных и идеологических отношений.
Эти характеристики гуманизма относятся и к такому его типу, который установился в условиях техногенной цивилизации. Техногенная цивилизация, являясь формой развития индустриального общества, утверждала себя как качественно новый уровень цивилизационного процесса под лозунгами справедливости, демократии, равенства и просвещения, что несомненно определяло новое содержание общественной свободы и гуманизма. В то же время в условиях техногенной цивилизации формировался и новый тип социальных противоречий. Он отразил несоответствие между провозглашаемыми гуманистическими ценностями и реальным положением трудящихся, определяемым их тяжелыми материальными условиями их жизни и ограниченными возможностями свободного духовного развития. Обосновывая антагонистическую сущность этих противоречий, К. Маркс, хорошо знавший капиталистическую действительность, писал, что «по мере того, как человечество подчиняет себе природу, человек становится рабом других людей либо же рабом своей собственной подлости . Все наши открытия и весь наш прогресс как бы приводят к тому, что материальные силы наделяются интеллектуальной жизнью, а человеческая жизнь, лишенная интеллектуальной стороны, низводится до степени простой материальной силы».*
* Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 12. С. 4.
Техногенная цивилизация в капиталистическом варианте сформировала различные виды материального и духовного угнетения, создав для миллионов людей экономические, национально-колониальные, духовно-идеологические и другие формы подчинения и зависимости. Антигуманистическая сущность капитализма проявилась в утверждении принципа частной собственности как единственного критерия оценки всей системы общественных отношений, в том числе и духовных, обосновании власти капитала, подчинении ему государственных структур и политических институтов, уничтожении десятков миллионов людей в различного рода войнах, в том числе и мировых, насаждении паразитизма, отрицании нравственных начал, порождении чудовищных форм духовного разложения народов, включая фашистскую и расистскую идеологии, масскультуру и др. В этих условиях гуманистические идеалы выдвигались и формировались в среде трудящихся классов и теоретически разрабатывались их идеологами. История капитализма — это непрерывные выступления широких народных масс за утверждение в жизни основных принципов гуманизма, таких как мир, труд, свобода, справедливость, равенство и братство.
Социалистический вариант техногенной цивилизации осуществлялся на основе требований обеспечения необходимых условий для практической реализации прав и свобод человека в связи с предоставлением всем гражданам возможности их всестороннего развития. В условиях социализма был сделан мощный рывок в развитии производительных сил, на основе соответствующей государственной политики обеспечивался неуклонный рост материального благосостояния населения, развивались культура и просвещение, каждому человеку предоставлялась возможность получить образование и работу в связи с профессиональным призванием. Это был скачок в развитии гуманистических отношений, формируемых на трудовой коллективистской основе и утверждении реального гуманизма. В сложных условиях экономически отсталой и разрушенной нашествиями в период первой и второй мировых войн России народ выступил как творец и созидатель нового общества, провозгласив сотрудничество, взаимопомощь, дружбу, товарищество, равноправие высшими проявлениями гуманизма. Вместе с тем, в условиях авторитарного режима и застоя принципы гуманизма нередко деформировались и извращались. Социализм как общественный строй многое сделал для превращения социальной справедливости в действительность, но командно-бюрократическая система не смогла добавить к этому ответственность, явилась главной причиной застоя и последующего кризисного обвала.
Смотрите также
Философия народничества
Поскольку народничество представляет собой в первую очередь общественное движение,
то возникают вопросы, есть ли у него свои философы, насколько правомерны понятия
"народническая философия&qu ...
Л. П. Карсавин: учение о симфонических личностях и философия истории
Лев Платонович Карсавин (1882-1952), как и некоторые другие русские религиозные
мыслители, приверженец метафизики всеединства, вместе с тем создал оригинальную
философско-историческую концепцию, р ...
Антропологический принцип Н. Г. Чернышевского
Н. Г. Чернышевский относится к числу тех немногих в XIX в. русских мыслителей,
которых с полным правом можно назвать политическими философами. Он был хорошо знаком
с предшествующей историей мышлен ...