Что касается восточных славян, то они, согласно теории Гумилева, подвергались пассионарному толчку дважды: первый раз примерно в VIII-IX вв., второй - в XIII в. Вследствие этого "история Древней Руси и России - результат двух разных взрывов пассионарности, двух разных пассионарных толчков". Киев оставался Киевом, Москва - Москвой; между ними не было ни этнической общности, ни исторического наследования. Сын двух поэтов - Анны Ахматовой и Николая Гумилева, - он не мог обойтись без космо-поэтической фантазии, чтобы еще более расцветить, придать яркости и без того фантастической историософии евразийства. Изгнание "образованных крепостников" из России было санкционировано Лениным. Об этом он открыто высказывался в статье "О значении воинствующего материализма" (1922). В мае того же года в письме к тогдашнему председателю ГПУ Дзержинскому он прямо потребовал собрать "систематические сведения о политическом стаже, работе и литературной деятельности профессоров и писателей", с целью определить кандидатов на высылку за границу. Особое внимание Ленин обращал на некоторые периодические издания, в частности, журнал Русского технического общества "Экономист", выходивший в Петрограде. "Это, по-моему, - писал он, - явный центр белогвардейцев. В № 3 (только третьем!!! это nota bene!) напечатан на обложке список сотрудников. Это, я думаю, почти все - законнейшие кандидаты на высылку за границу. Все это явные контрреволюционеры, пособники Антанты, организация ее слуг и шпионов и растлителей учащейся молодежи. Надо поставить дело так, чтобы этих "военных шпионов" изловить и излавливать постоянно и систематически высылать за границу". Как не вспомнить в этой связи, что Б.А. Кистяковский еще в "Вехах" поражался "убожеством" правосознания "руководителя большинства" - Ленина. "Из опыта коммунистической революции, - писал П.Н. Савицкий, - вытекает для сознания евразийцев некоторая истина, одновременно старая и новая: здоровое социальное общежитие может быть основано только на неразрывной связи человека с Богом, религией; безрелигиозное общежитие, безрелигиозная государственность должны быть отвергнуты .". По мнению автора, атеистическое правление - это "владычество звероподобных", и отнюдь неслучайно "основной определяющей силой социального бытия в условиях идейного господства материализма и атеизма оказывается ненависть, и приносит плоды, ее достойные: мучение всем; а рано или поздно не может не принести и последнего плода - мученья мучителям".
ЛИТЕРАТУРА
а) Источники
Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.
Бердяев Н.А. Философия неравенства: Письма к недругам по социальной философии // Русское зарубежье. Власть и право: Из истории социальной и правовой мысли. Л., 1991.
Вехи. Интеллигенция в России: Сборники статей. 1909-1910. М., 1991.
Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. 2-е изд. Л., 1989.
Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М., 1989.
Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. Л., 1990.
Евразийство: Опыт систематического изложения. Париж, 1926.
Евразийство: формулировка 1927 г. Париж, 1927.
Евразийство: Декларация, формулировка, тезисы. Прага, 1932.
Исход к Востоку: предчувствия и свершения. (Утверждение евразийцев). София, 1921.
Смотрите также
Трудовые споры
Никто из нас не застрахован от того что завтра он окажется без работы. Или завтра с Вами случиться травма на производстве, а администрация откажется выплачивать компенсацию. Знаете ли Вы как защити ...
Глобальные проблемы современности
...
Ленин как философ
Когда говорят о марксистской философии в России XX в., то в первую очередь подразумевается
имя В. И. Ленина - основателя большевистской партии и Советского государства, крупнейшего
представителя м ...