Методология материалистического панпсихизма в новом свете раскрывала перспективы космического прогресса. Согласно Циолковскому, материя не только вся без исключения чувствительна, но и "периодически, неизбежно, через громадные промежутки времени, принимает сложный организованный вид, называемый нами жизнью". Нет ни одного атома материи, который не принимал бы бесчисленное множество раз участия в высшей животной жизни, в том числе человеческой. С разрушением организма, смертью живого существа его атомы обратно переходят в "неорганическую обстановку", чтобы через сотни миллионов лет снова воплотиться в каком-либо живом теле или человеке. Это возможно потому, что "атом всегда жив", а следовательно, ему свойственно чувство радости и страдания, более того, к его сущности относится и само "Я" - сознание, или разум. Вот почему, "как бы ни были коротки периоды жизни, - повторяясь бесконечное число раз, они в сумме составляют бесконечное субъективное "абсолютное время". Разум, основанный на "эгоизме" атома, доводится до совершенства в человеческих существах, благодаря чему обретает универсальное значение во Вселенной. Его роль определяется прежде всего необходимостью пресечь зло в космосе, вызванного наличием в нем регрессивной тенденции. Она не зависит непосредственно от атомов; все дело в их различных комбинациях, которые могут быть как совершенными, так и несовершенными. Сам по себе всякий атом стремится лишь к вечному благосостоянию, не допускающему "несовершенства в космосе". Поэтому "распространение совершенства" во Вселенной - задача разума.
Одной из главных причин несовершенства, страданий в космосе Циолковский признавал "автогонию", т.е. самозарождение жизни. Земля первой прошла этот путь, начиная от бактерии до человека. В человечестве воссиял разум, и хотя он овладел не всеми людьми, а только "несколькими тысячами особей", тем не менее этого достаточно вполне, чтобы дальнейшее заселение космоса разумными существами совершалось не путем самозарождения, а путем размножения и расселения. На долю земного населения выпадал "тяжкий жребий", но это, полагал Циолковский, "гораздо выгоднее и разумнее", чем "допускать агонию зарождения на каждой солнечной системе". Так человек овладеет Вселенной, разум возвысится и зло исчезнет.
Для этого потребуются новая этика, новое миропонимание. Циолковский броско, с фанатической раскрепощенностью первотворца жизни космоса набрасывает общие принципы "нравственности земли и неба". В первую очередь должно быть усовершенствовано само человечество. В нем еще слишком крепки "звериные задатки", связанные с его животным происхождением. Они-то и "приносят свои ужасные плоды в форме самоистребления и всякого рода бедствий". Обращает внимание схожесть позиций Циолковского и Мечникова в данном вопросе. Однако Циолковский в своих рассуждениях шел дальше. Во имя бдущего "блаженства Вселенной" он настаивал на применении "подбора" к человечеству. "Сознательные существа", составляющие его меньшую часть, должны взять на себя труд по "исправлению" человеческой природы. Разум не может мириться ни с чем, что служит источником страданий. Все, уклоняющееся ко злу, оставляется без потомства. Это своего рода суд, но "суд не страшный, а милостивый и выгодный для несовершенных"; ведь "после их безболезненного естественного умирания без потомства" они впоследствии вновь оживают для лучшей жизни. Одновременно с этим "совершенные" будут заселять своим "собственным зрелым родом" все те планеты, на которые распространится их могущество. Но и там они "без страданий" уничтожат "несовершенные задатки жизни", подобно тому как "огородник уничтожает на своей земле все негодные растения и оставляет только самые лучшие овощи!". В конечном счете, таким образом не толькоизменится человечество, но и преобразится сущность "первобытного гражданина" Вселенной - атома, который полностью перестанет источать импульсы несовершенного существования. Атомы будут соединяться только в существах разумных и сознательных, либо же в телах, усовершенствованных разумом. Через тысячи лет везде во Вселенной будет царить счастье и блаженство.
Нигде не будет никаких страданий, не будет ничего "несознательного", кроме растений и подобных им организмов, не подверженных "заметным мукам". Мало того: "Страх естественной смерти уничтожится от глубокого познания природы, которая с очевидностью покажет, что смерти нет, а есть только непрерывное, сознательное и блаженное существование". В отдаленном будущем, человечество проникнется новой моралью, "выработаются и усвоятся социалистические идеалы".
Смотрите также
Философско-мировоззренческие идеи в культуре Киевской Руси (XI - XIII вв.)
Начавшаяся в конце Х в. христианизация Древней Руси, ставшая делом государственной
политики, внедрялась сверху в общество, где веками господствовало язычество. Процесс
смены и перестройки мировосп ...
Учет и аудит вексельных операций
Ценные бумаги – это и инструмент привлечения средств и объект вложения финансовых ресурсов, а их обращение - сфера таких весьма рентабельных видов деятельности, как брокерская, депозитарная, ...
Философские идеи В. Г. Белинского. Миропонимание петрашевцев
В интеллектуальную историю России Виссарион Григорьевич Белинский (1811- 1848)
вошел как выдающийся литературный критик и публицист, революционный мыслитель, основоположник
реалистического направл ...