Смерть Николая I и начало царствования Александра II в 1855 г. породили оптимистические надежды славянофилов на претворение в жизнь их идей. Свои воззрения по вопросу о "земле и государстве" Аксаков изложил в записке к Александру II "О внутреннем состоянии России", в которой характеризовал русский народ как "не государственный, не ищущий участия в правлении, не желающий условиями ограничивать правительственную власть, не имеющий, одним словом, в себе никакого политического элемента, следовательно, не содержащий в себе даже зерна революции или устройства конституционного". Главная задача государства, по Аксакову, заключается в решении военных вопросов, в обеспечении работы правительства, органов законодательства и судопроизводства. К земской деятельности принадлежит быт народный, жизнь народа, куда относится, кроме духовной, общественной его жизни, также материальное его благосостояние: земледеление, промышленность, торговля. Автор максимально расширяет сферу деятельности земли, ограничивая тем самым роль государства. Государственной формой правления, соответствующей всей русской истории, является для Аксакова монархия. Все другие формы правления, включая демократию, допускают участие общества в решении политических вопросов, что противоречит характеру русского народа. Власть государя в России чрезвычайно велика, однако народ не рассматривает его в качестве земного бога, т. е. повинуется, но не боготворит. Аксаков настаивает на праве земли высказывать свое мнение государству по всем актуальным вопросам, но их исполнение не является обязательным. Для этого необходимо восстановить деятельность Земского собора. "Правительству, - писал он, - неограниченная свобода правления, исключительно ему принадлежащая; народу - полная свобода жизни и внешней, и внутренней, которую охраняет правительство. Правительству - право действия - и, следовательно, закона; народу - право мнения - и, следовательно, слова". Идея созыва Земского собора стала актуальным вопросом общественно-политической жизни России второй половины XIX в. https://udarnik.com.ru акриловая ванна aquanet.
Отрицательное отношение Аксакова и других славянофилов к политическим вопросам и правовым нормам позднее разделяли идеологи народничества, которые недооценивали роль политики в преобразовании общества. Пристальное же внимание славянофилов к земщине сказалось на том, что значительная часть интеллигенции с начала 60-х гг. XIX в. направила свою энергию на развитие земской деятельности. М. А. Бакунин признавал, что Аксаков вместе со своими единомышленниками еще в конце 40-х гг. стал врагом "петербургского государства" и "вообще государственности". В этом славянофилы, по его мнению, опередили его.
Аксаков уделял большое внимание философскому осмыслению отечественной литературы и искусства. При этом он считал "народность", выражение жизни народа основным критерием художественного творчества. Обосновывая своеобразие русской истории, Аксаков часто обращался к анализу памятников древнерусской культуры, отечественному фольклору. Самарин Ю. Ф. Соч. М., 1911. Т. 12. С. 100, 131. Самарин Ю. Ф. Избр. произв. М, 1996. С. 431. Там же. С. 436. Там же. С. 481. Там же. С. 482. Самарин Ю. Ф. Избр. произв. С. 417. Самарин Ю. Ф. Соч. М., 1877. Т. 1. С. 401. Там же. Там же. Соловьев В. С. Соч.: В 2 т. М., 1989. Т. 2. С. 481. Аксаков К. С. Поли. собр. соч.: В 3 т. М., 1881. Т. 1.С. 67. Там же. С. 69. Аксаков К. С. Поли. собр. соч. Т. 1. С. 58. Теория государства у славянофилов: Сборник статей. Спб., 1898. С. 25-26. Там же. С. 44. См.: Письма М. А. Бакунина к А. И. Герцену и Н. П. Огареву. Спб., 1906. С. 310.
Смотрите также
Исторические типы философии
Философия является рациональной попыткой ответа на предельные
основания мира, природы и человека, стремлением анализировать
действительность, как она представлена в человеческом знании, чтобы увидет ...
Глобальные проблемы современности
...
Немарксистская философия в СССР. М. Бахтин. М. Мамардашвили
В 20-30-е годы в Советской России продолжали работать мыслители, начавшие свой творческий путь до революции и непосредственно развивавшие традиции русской философии XIX в. Однако после первой волны ...