Еще один предшественник философского идеализма — Анаксагор из Клазомен (ок. 500-428 до н. э.). В его учении еще преобладал наивный материализм. Он впервые ввел в науку представление о бесконечном множестве материальных частиц, из которых состоит мир. Эти частицы он назвал гомеомериями. Гомеомерии Анаксагора чем-то напоминают атомы Демокрита. Принципиальное отличие состоит в том, что гомео-мерии делимы до бесконечности, т. е. для отдельной гомеомерии не существует никакого предела делимости. Наряду с понятием гомеомерии в историю философии вошло еще одно введенное Анаксагором понятие — «нус», или «ум». Философ использует его для объяснения первотолчка, который якобы привел в движение материю: «Все вещи были вместе; затем пришел ум и привел их в порядок». Нус, или ум у Анаксагора — духовная сила, заставившая мир двигаться и изменяться. Вводится эта сила потому, что философ не может найти материальных причин изменения мира. Аристотель так комментирует значение данного понятия для объяснения действительности: «Когда у него, Анаксагора, явится затруднение, в силу какой причины то или другое имеет необходимое бытие, тогда он его привлекает, во всех же остальных случаях он все что угодно выставляет причиною происходящих вещей, но только не ум». Эти слова хорошо показывают, зачем Анаксагору понадобилось дополнить механическое объяснение природы духовным фактором: действительно, известные в то время природные закономерности еще не позволяли объяснить мир из него самого, т. е. материалистически. Оставались две возможности: либо признать, что многие явления понять не удается, либо использовать объяснение с помощью духовного фактора (нус, сознание, бог и т. п.), который дает кажущееся, мнимое объяснение всего чего угодно. По первому пути шли материалисты, по второму — идеалисты. В учении Анаксагора сочетались старые материалистические и вновь возникшие идеалистические элементы объяснения мира. Однако до целостной концепции философского идеализма ему было еще далеко.
Следующий шаг по направлению к идеалистической философии сделали софисты.
Словом «софист» (в переводе: мудрец, искусник, изобретатель) во второй половине V в. до н. э. греки называли учителей красноречия и знаний, необходимых для активного участия в общественной жизни. Можно сказать, что софистов породила древнегреческая демократия. Необходимость выступать публично на судах и народных собраниях, добиваться у граждан полиса поддержки своей точки зрения и принятия путем голосования выгодного решения сделала общее и политическое образование чрезвычайно ценным. Появилась острая потребность в овладении мастерством публичного выступления, ведения спора, доказательства своей точки зрения. Всему этому стали учить софисты. Их задача — научить «мыслить, говорить и делать».
Важность искусства публичного выступления в демократическом государстве стала общепризнанной, риторика привлекла всеобщее внимание. «Слово, — говорил знаменитый афинский оратор Исократ (436-338 до н. э.), — не только освободило нас из оков животной жизни; благодаря ему мы построили города, установили законы, изобрели искусства. Его мощь такова, что ничего из разумного не происходит без помощи слова. Слово является вождем всех дел и всех замыслов».
До возникновения софистики в Греции преобладала так называемая натурфилософия, т. е. философия природы («натура» — природа). Для милетцев, элейцев, Гераклита и атомистов центральной являлась проблема бытия, первоосновы мира, причин происходящих в природе изменений. Во второй половине V в. до н. э. акценты стали меняться. Софисты первыми среди греческих мыслителей начали изучать не окружающий нас внешний мир, а внутренний мир человека — его мышление, интересы и потребности, систему ценностей, пути воздействия на принятие решений. Одному из наиболее известных софистов —
Протагору из Абдер (ок. 490-ок. 420 до н. э.) принадлежит афоризм: «Человек есть мера всех вещей». Оценка окружающего мира теперь давалась не только объективно, с точки зрения законов природы, но и субъективно — с точки зрения интересов человека. Знание Логоса, законов природы, само по себе нужно и важно; но так же важно и понимание значения, ценности (или, наоборот, безразличности) того или иного явления окружающего мира для нас.
Смотрите также
Система теокосмического всеединства С. Л. Франка
Семен Людвигович Франк (1877-1950) - видный представитель философии всеединства,
одного из самобытных течений русской философской мысли, основы которого были заложены
В. С. Соловьевым. Созданная и ...
Взгляд на развитие воспитания
Творчество Платона по сегодняшний день остается в центре внимания исследователей различных направлений. Для историков и для антиковедов, в частности, его труды интересны, прежде всего, как отражение ...
И. А. Ильин: философия духовного опыта
Иван Александрович Ильин (1883-1954) - философ, политический мыслитель, культуролог,
блестящий публицист - внес заметный вклад в развитие русской философии. В центре
его напряженных раздумий всегд ...