Отставание России от ведущих стран Запада привело к формированию еще одной особенности русской философской мысли — к широкому усвоению идей и концепций, первоначально разработанных в других, более развитых странах. Русские мыслители использовали идейный материал, возникший на более развитой европейской социокультурной основе, переосмысливали его и включали в духовные структуры национального происхождения. Так были усвоены договорная теория государства и теория естественного права. Идеи утопического социализма выражали настроения широких демократических слоев, находившихся в оппозиции к быстро развивающемуся русскому капитализму (например, народники). Утопический социализм непосредственно повлиял на идеологию и социальную философию дворянских революционеров и русских революционных демократов (В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. А. Добролюбов,
Н. Г. Чернышевский). Антропологический материализм Л. Фейербаха преобразовался в российских условиях в более революционную и антимонархическую идеологию. Идеалистическая диалектика Гегеля была переосмыслена на основе принципов философского материализма и понималась как метод революционного отрицания (по Герцену, диалектика — это «алгебра революции»). Другой, идеалистический путь освоения диалектики Гегеля реализовался, например, в работах Н. В. Станкевича (1813-1840), выдающегося историка Т. Н. Грановского (18131855) и одного из главных идеологов мирового анархизма М. А. Бакунина (1814-1876).
В 1840-1850-е гг. в России происходила полемика между двумя крупными направлениями общественной мысли, получившими названия «западников» и «славянофилов».
Главная проблема, которую пытались решить представители этих направлений — вопрос о пути исторического развития России. Западники считали, что страна должна идти по пути социально-экономических преобразований вслед за Европой. Наиболее революционно настроенные западники — В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. П. Огарев — считали, что необходимо свержение самодержавия и создание в России социалистического общества. Умеренные представители данного направления хотели ограничиться буржуазным государством, основанным на «правовом порядке». К западникам принадлежали также Т. Н. Грановский, И. С. Тургенев, П. В. Анненков, И. И. Панаев.
Славянофилы выступили с обоснованием необходимости самобытного пути исторического развития России, принципиально отличающегося от пути Западной Европы. Самобытность России проявлялась, по их мнению, в отсутствии классовой борьбы, организации крестьян в общины и артели, в православии как единственно истинном варианте христианства. Создателями славянофильства были А. С. Хомяков (1804-1860) и И. В. Киреевский (1806-1856). В 1840-1850-е гг. славянофилы выступали против усвоения Россией западноевропейских форм политической жизни. В то же время они считали необходимым развитие торговли и промышленности, акционерного капитала и банков, строительство железных дорог и применение машин в сельском хозяйстве. Но все это не должно было нарушать традиционный общинный уклад русской жизни. Славянофилы выступали за отмену крепостного права «сверху» с предоставлением крестьянским общинам земельных наделов за выкуп. Ряд участников этого движения занимались подготовкой крестьянской реформы 1861 г.
Философская концепция славянофильства опиралась на традиции восточной патристики и в то же время была связана с западноевропейским иррационализмом и романтизмом начала XIX в. Славянофилы считали, что западная рационалистическая традиция привела к утрате человеком душевной целостности. Ей необходимо противопоставить более гармоничную концепцию мира и человека, выраженную в понятиях «волящего разума» и «живознания» (А. С. Хомяков). Высшая истина постигается не одной способностью к логическим умозаключениям, а духом в его живой цельности, т. е. посредством ума, чувства и воли, вместе взятых. Целостный дух, неотделимый от веры, обеспечивает полное и истинное познание. Истинная православная вера обусловливает, по мнению славянофилов, особую историческую миссию русского народа. Эта миссия связана со свойственной православной церкви соборностью, т. е. свободной общностью людей, которая воплощена в русской общине. Православие и община рассматривались в концепции славянофилов как глубинная основа русской души. Идея соборности стала позже одной из главных в творчестве классика русской религиозной философии Владимира Сергеевича Соловьева (1853-1900).
Смотрите также
Философия Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого
Характерная черта русской философии - ее связь с литературой ярко проявилась в творчестве
великих художников слова - А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Ф. И.
Тютчева, И. С. Тургенева и ...
Ленин как философ
Когда говорят о марксистской философии в России XX в., то в первую очередь подразумевается
имя В. И. Ленина - основателя большевистской партии и Советского государства, крупнейшего
представителя м ...
Философия "высшего синтеза" А. Ф. Лосева
Многогранные идеи Алексея Федоровича Лосева (1893-1988) - своеобразная страница
в истории русской религиозно-философской мысли. Он один из немногих крупных ее представителей,
оставшихся в послерев ...