Здесь мы намерены рассмотреть два круга вопросов: -психологические методы исследования, как способы труда ученого-теоретика, учитывающие особенности человеческой натуры;
-логические методы, как приемы мышления, подсмотренные и заимствованные у самой природы.
Каждому вопросу будет посвящен свой подраздел. Научный метод понимается нами исторически, т.е. в виде использования уже достигнутых научных результатов в качестве "направляющих" для дальнейших исследований. Именно здесь заложены преемственность и прогрессивность научного процесса.
Примером использования законов психологии, отнесенных к творчеству самого исследователя, могут служить:
-метод многократного возврата к одному и тому же вопросу; -метод отказа от решения проблемы в традиционной постановке и т.п.
Другой пример. Закон инерциального движения может стать источником следующих логических методов:
-принципа недостижимости ( ведь конкретной вполне инерциаль-ной системы не существует и существовать не может);
-принципа спонтанности (для инерциального движения не требуется никаких причин);
-принципа единства противоположностей (инерциальный процесс в равной мере относится как к покоящемуся телу, так и к движущемуся) и т.п.
Методы теоретического исследования имеют свои особенности, принципиально отличающие их от методов, используемых в иных областях человеческой деятельности.
Так, если Вы разработали новый метод сталеварения, то будьте добры отлить и заготовку. Но если Вы пользуетесь определенным методом в воспитании своих учеников, то результаты, как известно, проблематичны. Что же касается исследовательского метода, то он лишь ступенька к познанию, ибо готового средства здесь не существует. Например, если Вы намерены опровергнуть примитивизм известного закона инерции или закона сохранения энергии, то метод "преодоления невозможного" позволит Вам безбоязненно взяться за решение этой проблемы, но сам по себе метод может служить всего лишь дополняющим средством к необходимому объему знаний о самом предмете и, разумеется, не способен заменить момента творчества.
Смотрите также
Философско-мировоззренческие идеи в культуре Киевской Руси (XI - XIII вв.)
Начавшаяся в конце Х в. христианизация Древней Руси, ставшая делом государственной
политики, внедрялась сверху в общество, где веками господствовало язычество. Процесс
смены и перестройки мировосп ...
Экзистенциальный иррационализм и нигилизм Л. Шестова
Философские воззрения Л. Шестова, в силу их сугубой иррациональности и парадоксальности,
трудно подвести под какое-то общее определение. Мастер афористического философствования,
"ниспровергат ...
Философия народничества
Поскольку народничество представляет собой в первую очередь общественное движение,
то возникают вопросы, есть ли у него свои философы, насколько правомерны понятия
"народническая философия&qu ...