Творчество ученого-прикладника (конструктора) состоит, как известно, в комбинировании ранее открытых и описанных законов и закономерностей, явлений, процессов, свойств и т.д.
В этом плане работа ученного-прикладника близка по своему характеру к работе инженера-конструктора, врача и т.п.
Напротив, задача ученного-исследователя состоит в том, чтобы усомниться в истинности известных законов, опровергнуть очевидные факты, выяснить, на каком уровне познания возникает инвариантность отношений между явлениями, что позволяет представить проблему в понятиях, наконец, дать им логическое описание и количественную оценку в форме постулируемого закона или вывести новые соотношения, новые знания из уже известных.
Если конструктор видит свою цель в том, чтобы из гранита сложить замок, то исследователь стремится раскрошить гранит, чтобы узнать его состав, структуру, обнаружить кристалл гранита - инвариант его структуры, измерить его физические свойства, сравнить их со свойствами других пород и т.д.
Результат работы прикладника-конструктора практичен и рационален в том смысле, что, руководствуясь его проектом, организованное множество работников может непосредственно осуществить его идеи и, что важно, реализованный проект (например, дом) сразу же приобретает некую "полезность".
В противоположность сказанному, результаты работы исследователя сами по себе бесполезны, непрактичны и в этом смысле иррациональны. Они могут оказаться (а могут и не оказаться) практически полезными лишь через посредство конструирующей (инженерной) мысли.
Так, исследователь стремится обнаружить инвариантные связи в хозяйственных отношениях, найти математическую модель экономики, тогда как ученый-практик на основе полученных знаний формирует систему юридических актов, реализация которых, в свою очередь, позволит удовлетворить интересы одних слоев общества, может быть, в ущерб интересам других.
Если исследовательский метод телеологически нейтрален, то конструктивистский - целесообразен, непосредственно направлен на достижение "полезного результата".
При этом, невзирая на исходную субъективность целеустремленного творчества, результаты конструктивных разработок могут стать объективными.
Так, здание, предназначенное для тюрьмы, в дальнейшем может быть использовано как гостиница, склад или музей и т.д., то есть объект продолжает жить своей собственной жизнью, отличной от первоначального замысла.
Напротив, творчество исследователя объективно изначально, по своей интенции.
Конструкторская мысль моделирует нечто такое, чего никогда не было, реализуя тем самым задачу "всемирного разума", а мозг исследователя создает модели существующих явлений, процессов, свойств, отношений ., отображая то, что уже создано "всемирным разумом". Таким образом, если работа конструктора вписывается в наши представления о фундаментальных структурообразующих свойствах природы, которые мы называем всемирным разумом, то для исследовательского труда мы не можем подобрать аналог в мире объективного, что представляет интересную философскую проблему. И здесь следует, на наш взгляд, обратить внимание на принцип репликации - когда нечто воспроизводит само себя или уподобляется другому /рост кристаллов, мимикрия и пр./.
Смотрите также
И. А. Ильин: философия духовного опыта
Иван Александрович Ильин (1883-1954) - философ, политический мыслитель, культуролог,
блестящий публицист - внес заметный вклад в развитие русской философии. В центре
его напряженных раздумий всегд ...
Религиозно-нравственное учение Л. Н. Толстого
Лев Николаевич Толстой (1828-1910) - писатель, мыслитель и духовный реформатор,
создавший религиозно-нравственное учение непротивления злу насилием. Его жизнеучение
(он разработал именно "жиз ...
Экзистенциально- персоналистическая философия Н. А. Бердяева
В творчестве Николая Александровича Бердяева (1874-1948) нашла яркое выражение
характерная для русской философской мысли религиозно-антропологическая и историософская
проблематика, связанная с пои ...