Зачастую иной автор научной работы старается более или менее удачно обходить трудные места в изложении материала. Поэтому у читателя возникает впечатление, что он недопонял чего-то самого простого - того, что наиболее ясно автору и поэтому не требует пространных разъяснений.
Вопреки сложившейся практике, способность выявления трудных мест в теоретическом анализе позволяет тем самым представить неслучайные узловые вопросы исследования в виде научной проблемы. Уже "простое" акцентирование внимания на, так называемом, трудном месте - нерешенной или неразрешимой трудноулавливаемой проблеме -само по себе есть творческий процесс, точнее, первый его результат.
Чаще всего трудность возникает там, где проблема лишь ощущается, но по ней не удается собрать достаточного количества связных сведений, что не позволяет воспользоваться ни одним из известных логических методов.
Поэтому явное выделение трудного места и концентрация внимания на путях его разрешения есть особое средство исследования.
Так например, из известного факта существования в Австралии первобытных племен, образ жизни которых не изменился за последние 40 - 50 тысяч лет (основной вид занятий - собирательство), мы приходим к выводу, что переход от первобытного, по существу животного, существования к фазе саморазвития (приведшей человечество к цивилизации) не есть необходимость, присущая самой природе человека, а, напротив, является случайностью, сопряженной с некоторыми внешними обстоятельствами. Этим, между прочим, непосредственно развенчивается идея предопределенности возникновения человеческого общества, "человека разумного", что не укладывалось в общую схему знаний о природе вещей.
Напомним читателю, что смысл предопределенности человеческого развития заключается в идее, согласно которой при возникновении человека в нем уже якобы была заложена потенция заведомо большая, чем требуется для простого выживания.
Собственно говоря, феномен человека, состоящий в том, что неизменный биологический вид может существовать в виде различных общественных структур, не является исключением.
Так, волки в холодную зиму, меняя форму летних отношений, собираются в стаи; так, перелетные птицы изменяют структуру своей организации на период перелета и т.п.
Возвращаясь к предыдущему и используя объявленный метод, мы акцентируем внимание читателя, прежде всего, на том, что нам неизвестно, а именно, какие условия возникли или должны были возникнуть на Земле для метаморфозы большей части человечества от состояния дикости к цивилизации. Этим мы показываем, что является препятствием для уяснения вопроса общественного развития, тем самым поднимая новую проблему в науке.
Неподражаемая особенность человеческой популяции заключается в саморазвитии общественных отношений. И это тоже следует считать трудным местом, поскольку особенность, коль скоро она исключительна, выпадает из единой природы вещей и т.п.
Итак, метод акцентуации трудных мест, как разновидность метода безразличия, есть психологический прием, позволяющий обнаружить проблему там, где для обыденного мышления "все ясно".
Смотрите также
Л. П. Карсавин: учение о симфонических личностях и философия истории
Лев Платонович Карсавин (1882-1952), как и некоторые другие русские религиозные
мыслители, приверженец метафизики всеединства, вместе с тем создал оригинальную
философско-историческую концепцию, р ...
Экзистенциально- персоналистическая философия Н. А. Бердяева
В творчестве Николая Александровича Бердяева (1874-1948) нашла яркое выражение
характерная для русской философской мысли религиозно-антропологическая и историософская
проблематика, связанная с пои ...
Религиозно-нравственное учение Л. Н. Толстого
Лев Николаевич Толстой (1828-1910) - писатель, мыслитель и духовный реформатор,
создавший религиозно-нравственное учение непротивления злу насилием. Его жизнеучение
(он разработал именно "жиз ...