Как принято считать, наука видит свою задачу в обнаружении симметрии в природном хаосе. В этом состоит красивость научных представлений, что отличает их от обыденности обывательского синкретизма. В частности, философская наука достигает завершенности и определенности, рассматривая свои объекты издали, тогда как вблизи они имеют "расплывчатые" очертания.
Отметим, прежде всего, что мы используем научное понятие симметрии как синоним инвариантности в мире хаоса: пространственной, временной, процессуальной, логической . Вообще говоря, безразлично, что выбрать за "систему эстетического отсчета": симметрию ли с элементами хаоса (асимметрии) или асимметрию с вкраплениями инвариантов.
Действительно, эстетическое воздействие оказывает повторяемость почти одинаковых музыкальных фраз, появление почти одинаковых "барашек" на море, почти симметричная композиция жанровой картины, ритмы и рифмы стихотворения, почти единая линия сюжета и т.п. Так или иначе, симметрия - один из важнейших моментов прекрасного.
Много труднее обнаружить симметрию в плане образования понятий, то есть в научной области.
Вот некоторые известные примеры. Так, хаос материального разнообразия объединила красота античной атомистики; представление об атоме, как неделимой частице, было впоследствии аранжировано единой "планетарной моделью", сменившейся, в свою очередь, изящным набором взаимопревращаемых элементарных частиц и т.д.
Теперь примем к рассмотрению хаос под названием "история человеческой цивилизации", включающий многообразие стран, народов, культур, политических режимов, деяний государственных мужей, военных действий, бунтов, революций и т.д. Перечисленное многообразие явлений скрывает внутреннюю красоту истории от поверхностного взгляда. Но достаточно было науке (еще древней) вычленить ограниченное количество форм управления государством (аристократию, демократию, тиранию, олигархию и др.) и раскрыть феномен их повторяемости (то бишь, инвариантности) во временном (историческом) и пространственном (мультигосударственном) срезах, как история предстала перед нами в изящной форме почти "спирали".
Непредубежденный читатель может задаться вопросом: "Зачем вообще связывать исследовательскую науку с эстетикой, относящейся к области человеческих чувств? Разве наука творится не разумом, а эмоциями?"
Мы не исследуем здесь роль чувства в научном творчестве. А эстетику мы привлекли, главным образом, потому, что идеи симметрии и инвариантности давно в ней используются и поэтому хорошо разработаны.
Разумеется, эстетика науки доступна, прежде всего, людям науки. Можно предположить, что именно потребность в прекрасном служит движущим мотивом в фундаментальных науках, коль скоро прикладное значение открытий не прогнозируемо по определению и не может служить мотивацией научной деятельности.
Эстетическое восприятие, конечно, объединяет науку и искусство. Но в области искусства симметрия создается человеком специально. Причем, искусство постольку оказывается доступным массам, поскольку выражает мнения народа о прекрасном.
Ведь искусство по своему понятию есть средство эмоционального общения. Смысл такого общения состоит отнюдь не в общении художника с массами (как это принято считать), но в единстве восприятия разными людьми предмета искусства и формировании на этой основе единого мироощущения, единой эмоциональной направленности, единого мировоззрения вообще.
Смотрите также
Трудовые споры
Никто из нас не застрахован от того что завтра он окажется без работы. Или завтра с Вами случиться травма на производстве, а администрация откажется выплачивать компенсацию. Знаете ли Вы как защити ...