Метод классификации широко известен и хорошо разработан в теории.
Классификация - это один из способов постижения реальности через определение понятий. При этом следует учесть, что смысл каждого элемента классификации обрастает различными нюансами в зависимости от контекста, что, в свою очередь, отрицает классификацию как метод.
В качестве примера рассмотрим пару понятий: интерес - безразличие.
Итак, интерес может быть для себя и для чего-то другого. Интерес для себя - это, например, интерес к самому процессу труда. Если у Вас есть интерес к рисованию или к стяжательству - это интерес для себя.
Если Вы копите богатство д л я шикарной жизни, то здесь мы имеем интерес для иного.
В этом же плане следует различать интерес к процессу труда и к его результатам. Интерес к результатам труда распадается, в свою очередь, на интерес к полезности /нужности/ продукта, интерес к его качеству и количеству.
Далее, интерес может быть самопроизвольным и вынужденным. Если богатый человек ни в чем не нуждается и при этом занимается столярным делом - это самопроизвольный интерес. Если же Вы пролетарий, то вынуждены трудиться, чтобы прожить.
Так и раб проявляет интерес к работе под ударами плети, а член трудовой бригады или коллективного хозяйства проявляет интерес к труду под моральным давлением своих коллег.
Далее, различный эффект дает, как известно, индивидуально контролируемый интерес к труду (рабочий-сдельщик) и коллективно контролируемый интерес (барщина, колхозные отработки .). Но, вопреки низкому интересу к труду, коллективный труд может быть более производительным за счет более целесообразной организации труда и применения более экономичных средств труда.
Далее, известно, что вынужденный интерес, в конечном итоге, порождает безразличие, как его границу, его предел.
В общем случае классифицируемые свойства интереса и безразличия накладываются друг на друга, моделируя пеструю мозаику конкретных форм общественных отношений.
К методу классификации непосредственно примыкает метод членения вопроса.
Вопрос сам по себе есть некое утверждение, в котором отсутствуют одно или несколько логических звеньев, которые необходимо найти. Правильно поставить вопрос - значит составить близкую к реальности микромодель некой ситуации. Ответ на вопрос - нахождение недостающего звена (звеньев) логической цепи - вовсе не должен, по нашему мнению, носить формализованный характер, но предполагает исследование проблемы, как таковой, с последующим уточнением вопроса и, возможно, заменой одного вопроса другим.
Определенную помощь в этом деле может оказать метод членения вопроса. Рассмотрим следующий традиционно-схоластический вопрос-пример:
"Сколько чертей может разместиться на острие иглы?" Что утверждается в этом вопросе неявным (!) образом?" - То, что размеры чертика могут быть сколь угодно малы и кончик иглы есть точка нулевого диаметра.
Таким образом, этот вопрос распадается на несколько:
-Существуют ли черти?
-Действительно ли они могут стать бесконечно малыми?
-Что такое бесконечно малая величина?
-Может ли бесконечно малая величина по своему понятию принимать дискретные значения?
И т.п. Таким образом, членение вопроса позволяет абстрагироваться от выраженного вопросом мнения и вникнуть в суть проблемы. В общем случае метод классификации позволяет раскрыть проблему всесторонне и сразу на многих уровнях.
Смотрите также
Миросозерцание Ф. М. Достоевского
Творчество Федора Михайловича Достоевского (1821-1881) относится к высшим достижениям
национальной культуры. Его хронологические рамки - 40-70-е гг. - время интенсивного
развития русской философск ...
Философско-правовая мысль
В XIX в. в России феодализм и соответствующий ему абсолютизм, выработав в течение
столетий свой потенциал, начинают испытывать глубокий кризис в области экономики,
политики, идеологии. Все это при ...