Если от искусства обычно ожидают эмоционального и развлекательного воздействия, "житейской мудрости" и т.д., то от науки требуют результатов особого рода, а именно, действительного продуцирования
неких практических новшеств.
Эмоционально-художественная сфера человеческого восприятия носит биологически-стабильный характер.
По этой причине "художественная ценность" произведений искусства столетней и тысячелетней давности не ветшает, равна ценности произведений сегодняшнего дня, несмотря на то, что постоянно возникают новые более сложные жанры и формы.
Напротив, процессу науки, свойственен принцип поступательного развития, и эта поступательность реализуется как чередование открытий и их реализации.
Вообще, один из признаков объективности науки состоит в адекватности ее практического приложения.
Практическая сущность законов природы - скелета науки - заложена в самой возможности их телеологического толкования.
Цель, вообще говоря, есть образ и логика мышления, присущая практике.
Действительно, мы говорим: "Чтобы добиться одного (т.е. достичь некой цели), надо сделать другое (т.е. действовать определенным образом, реализуя некие средства)".
Возьмем закон Ньютона: "Сила пропорциональна массе и ускорению". В этой нейтрально-научной формулировке еще не содержится какая-либо цель. Закон приобретает практический смысл, когда удается увязать его с некой целью, например: "Чтобы тело получило ускорение, к нему следует приложить силу".
То есть система естественных законов представляет собой в практическом смысле (но не с точки зрения ее разработки) некий набор инструкций, в которых описаны некоторые нетривиальные возможности и способы их реализации.
Это свойство законов следует назвать принципом телеологического детерминизма.
С другой стороны, явления природы и общества, будучи независимыми от человека, не могут по этой причине подпадать под телеологические категории. Действительно, сами законы сформулированы таким образом и выражают содержание такого свойства, которое не зависит ни от желания, ни от способа их использования, тогда как их практический смысл, напротив, состоит в возможности телеологического толкования и зависит от конкретной ситуации их практического приложения.
Наука вопрошает: "В чем состоит сущность политической деятельности и почему политическая мораль имеет особый статус?"
Практика отвечает: "Чтобы стать главой государства, следует играть роль порядочного человека (твердо памятуя о патологической забывчивости народа), а в своих конкретных действиях презреть стыд и гордость, честность и справедливость, сострадание и общественный интерес, стремясь деморализовать своих соратников незаконными привилегиями властности и т.п."
Иной, напротив, жаждет власти, чтобы осчастливить одних, отомстить другим, наказать третьих; этих направить, тех проигнорировать и т.п. Но обязательно ли для этого стать политиком? - Конечно, нет. Это может делать (и действительно делает) и токарь, и писатель, и инженер,
и ученый, банкир .
Более того, масштабы деятельности "простых" людей могут быть не меньшими, чем у политика, а в плане исторических последствий много весомее. Поэтому деятельность политика рядоположна иным профессиям. Конечно, став политиком, например, главой государства, индивид вынужден поступать не столько так, как он полагал до того, сколько действовать по необходимости, часто вопреки своим предубеждениям. Но разве рабочего /представителя любой другой профессии/ интересует, куда пойдет изготовленная им деталь - на пушку или на плуг?
Смотрите также
Философско-богословская мысль
Древнерусское любомудрие не питало особых пристрастий к системности, поскольку
содержание тогда, по существу, превалировало над формой. На Руси издавна прижился
духовно-практический способ освоени ...
"Конкретная метафизика" П. А. Флоренского
Павел Александрович Флоренский (1882- 1937) сочетал в себе качества разностороннего
ученого (он занимался различными областями естествознания, и прежде всего математикой)
и религиозного мыслителя. ...
Философия народничества
Поскольку народничество представляет собой в первую очередь общественное движение,
то возникают вопросы, есть ли у него свои философы, насколько правомерны понятия
"народническая философия&qu ...