Если с детства не привить человеку веру в бога ( путем внушения, насилия или примера), то что еще смогло бы заставить его (перефразируя Фому Аквинского) поверить в нелепость, разоблаченную самой историей?
Конечно, самостоятельную роль здесь может играть этическая составляющая, которую каждая религия стремится представить как свою неотъемлемую часть. Ведь моральным догмам, несмотря на внутреннюю противоречивость, неопределенность и историческую ликвидность, присущи признаки правдоподобия и глобальной применимости - вследствие чего они легко могут стать предметом веры.
В то же время, не следует думать, что для культивирования веры обязательно требуются специальные средства воздействия, используемые религиозными институтами, ибо вера, как таковая, есть атрибут психики.
Пусть наш читатель (верующий или неверующий) вспомнит, с какой легкостью он поверил в те или иные научные открытия, некоторые из которых впоследствии оказались невольными заблуждениями или заведомо ложными инсинуациями. А с какой готовностью мы склонны верить любому публично сказанному слову: будь то научно-популярная литература, газетная статья, выступление по радио или текущая "информация" по телевидению и т.д., которые отчасти ошибочны по лености и недомыслию их авторов, отчасти ложны предумышленно и тенденциозно односторонни!
Вера, конечно, присуща и самому ученому, независимо от того, истинным или ошибочным оказалось его открытие - синтез сомнений и веры.
Какие бы оттенки не принимала вера: то ли это уверенность, то ли доверие, убежденность или знание - в основе всех этих понятий лежит феномен веры. Конечно, особая роль знания определяется процессом формирования веры после безверия, скепсиса, сомнения и неотрывно от них.
Ведь суть науки, в отличие от религиозной догматики, заключается не в преклонении перед уже достигнутым, но в его отрицании и поисках нового.
Однако, если мы обратим внимание на многолетнее отрицание современной наукой достижений народной медицины, если вспомним воинствующий обскурантизм казенно-атеистической советской науки, отрицающей генетику и кибернетику и др., то придем к противоположному выводу - самоуверенное безверие и вездесущее сомнение догматизируют науку не меньше, чем слепая вера в ее непогрешимость и могущество, лишают ее объекта исследования, подчас столь мимолетного, являющего нам лишь блеклые следы своего существования.
Вообще, вера и скептицизм есть две стороны одного и того же понятия. Ведь верить во что-то - значит сомневаться в противоположном. Более того, бессмысленно верить или не верить в стул, на котором сидишь, но приходится верить в нечто неуловимое, верить в то и именно потому, в чем и почему следует сомневаться.
Как же не ошибиться? Если бы ответ существовал, то наука из искусства превратилась бы в ремесло.
Можно утверждать, что, вопреки перечисленным недостаткам и ограничениям, вера является атрибутом всякого общения вообще.
Ведь общественное сознание не есть склад нейтральной, отрешенной, безразличной информации, но его структура зиждется на сформированных с детства убеждениях, то бишь на разновидности веры. Изменить общественное сознание можно именно теми средствами, с помощью которых они были сформированы, как-то: прямым насилием и запугиванием (принятие христианства на Руси), сменой рода деятельности или изменением сословной принадлежности, использованием массовой суггестии и др. Особое место по своей эффективности, как известно, занимает перевоспитание юношества и детей. Ведь детство - не просто период физического созревания, не просто время главной адаптации живого существа к среде обитания, но также период усвоения, уверования тех или иных форм общественного сознания, период формирования убеждений, принципов, то есть опять-таки веры.
Поэтому теологи, пожалуй, правы, утверждая, что не существует ни во что не верящих людей; однако существуют люди не верящие ни в одну из религий и, одновременно, скептически относящиеся к научным знаниям.
Из сказанного ясно - вера порождается сомнениями. Сомнения вечны, и поэтому вера изменчива.
Для религиозного и нерелигиозного сознания характерны различные области сомнений и поэтому не совпадают области веры. Отсутствуют какие-либо подтверждения расхожих представлений об интеллектуальной неразвитости религиозного человека и духовной опустошенности нерелигиозной личности. Тем не менее, сколь сильно и глубоко должно быть религиозное чувство, чтобы поверить в религиозную мифологию ! Сколь сильно? - Это зависит от того, насколько индивид сомневается в религиозной догматике. "Верую, ибо нелепо", -говаривали средневековые схоласты. Напротив, буквальная вера в содержание религиозных догматов делает поверхностной Вашу веру в бога.
Смотрите также
Философско-правовая мысль
В XIX в. в России феодализм и соответствующий ему абсолютизм, выработав в течение
столетий свой потенциал, начинают испытывать глубокий кризис в области экономики,
политики, идеологии. Все это при ...
Демократия и свобода личности в современном государстве
Мы – источник веселья – и скорби рудник,
Мы - вместилище скверны – и чистый родник.
Человек – словно в зеркале мир, - многолик,
Он ничтожен – и он же безмерно велик.
Омар Хайям
...
И. А. Ильин: философия духовного опыта
Иван Александрович Ильин (1883-1954) - философ, политический мыслитель, культуролог,
блестящий публицист - внес заметный вклад в развитие русской философии. В центре
его напряженных раздумий всегд ...