Наука, давным-давно открывшая траектории движения планет, комет, звезд и сделавшая, таким образом, прогноз их местоположения на миллионы лет вперед, наука, предвидящая изменения космического масштаба, тем не менее, ничего не говорит о будущем человечества.
Правда, давно высказано предположение о том, что человечество не вечно, но это утверждение является пределом прогноза, границей понятия прогноза, но не его "телом".
Погибнет ли человечество в результате всемирной катастрофы или вследствие эпидемии, путем ли ликвидации собственной экологической ниши, или, попросту, медленно вырождаясь - все эти и подобные им варианты равновозможны.
Сегодня мы не знаем, будет ли тому причиной экологическая катастрофа, термоядерная война, распад экономических отношений или нечто иное; мы не знаем, произойдет ли такая катастрофа в XX веке или 20 тысячелетий спустя, но тенденция обозначена.
Вообще говоря, можно утверждать, что к а ж д а я ступень развития имеет свой, только ей присущий предел сложности ее структур, вне которого эти структуры теряют свою "работоспособность", и система саморазрушается. Мы не знаем, почему это происходит, однако ясно, что должен наступить такой момент, когда человеческий разум будет не в состоянии справиться с порожденными им сложностями бытия, что, в свою очередь, должно привести к краху.
Авторы социалистических учений подошли к проблеме будущего с позиции интеллектуального произвола. Они вовсе не утруждали себя прогнозами естественного развития, но предлагали хитроумнейшие рецепты благоденствия человечества, достижимые посредством "наилучшей" организации общества, самопостижения или обретения высшей духовности. / Нужно отметить, что ряд социалистических пророчеств, возникших как модели возврата от новобуржуазного общества к старофеодальному, но на ином хозяйственно-культурном уровне, был реализован историей в последующем в странах социалистического и фашистского толка, что, однако, не привело к всеобщему благоден-ствию. Тем не менее, наш пример показывает, что, во-первых, это был взгляд в прошлое, а не открытие непознанного будущего, хотя такое утверждение внешне противоречит фактической последовательностью событий; во-вторых, сама возможность предсказания и реализация ранее не существовавших модификаций общественного строя показывают, что структурообразующий потенциал природы, в том числе общества, всегда выше и полнее текущего статус-кво/
Но кому известен критерий оптимальности общественных отношений?
Не лучшим образом обстоит дело и с прошлым человечества, ибо отсутствует более или менее общепринятая трактовка человеческой истории.
Прошлое человечества не понято, а грядущее непредсказуемо.
В чем же трудность вопроса? Почему даже всемогущая наука не способна представить нам "божественное откровение" истинного пути человечества?
Попробуем подобраться к этой проблеме, используя метод постулирования результата, или, как говорят математики, "метод от противного".
Что именно должно быть известно науке для предсказания? Ни мало ни много - последовательность и содержание всех
будущих научных открытий во всех областях человеческой деятельности. Кроме того, ей наперед должны быть известны вероятные пути разрешения будущих социальных конфликтов, исходы еще не начавшихся войн и др.
Теперь Вы, дорогой читатель, начинаете лучше представлять принципиальную невозможность научного прогнозирования собственного саморазвития. Ведь нельзя бежать впереди самого себя.
Невозможно предвидеть то, что еще не открыто, иначе сам прогноз стал бы этим открытием, ибо он должен был бы содержать все открытия в самом себе.
Напротив, прогноз траектории движения некой кометы (о чем мы говорили в самом начале) реализуем именно потому, что комета эта не управляется пилотом, замыслы которого неизвестны ни нам, ни ему самому.
Чтобы некий ученый смог спрогнозировать свое собственное будущее, он должен смоделировать статус-кво. При этом он должен быть уверен (что главное), что в прогнозируемом будущем сам ничего нового не откроет, не изменит своего отношения к окружающему миру и т.п. Таким образом, любой прогноз содержит в себе ядро окостенелости.
Если Вы уверены в своей бесталанности, то, тем не менее, Вы не можете утверждать этого в отношении Ваших потомков. В этом и состоит проблема разрешимости для прогнозирования.
Смотрите также
Философия Г. В. Плеханова
Георгий Валентинович Плеханов (1856- 1918) вошел в интеллектуальную историю России
как философ, публицист, первый русский теоретик и пропагандист марксизма, выдающийся
деятель международного социа ...
Философия народничества
Поскольку народничество представляет собой в первую очередь общественное движение,
то возникают вопросы, есть ли у него свои философы, насколько правомерны понятия
"народническая философия&qu ...
Интуитивизм и иерархический персонализм Н. О. Лосского
Характерной особенностью русской религиозной философии конца XIX-XX в. является
поворот к метафизике. В этом отношении она в известном смысле опередила аналогичный
поворот к онтологии, осуществлен ...