Абстрактный подход к трактовке человека критиковал в "набросках речей" Петрашевский, противопоставляя свое понимание человека концепциям некоторых французских философов. Человека, по его словам, следует рассматривать "не в отвлечении", но "таким, как он есть в действительности". О своем несогласии с абстрактной трактовкой человека писал Спешнее: "Разве я . так уж тождествен человечеству или "человеку"? Разве все человечество - во мне и разве "человек" настолько полно заключен во мне, что человек начинается мною и кончается мною и что мой самый причудливый каприз является волей "человека", следовательно - мировым законом"? Наряду с критикой подобного идеалистического понимания человека Спешнее указывал также на ограниченность антропологического учения Фейербаха.
В произведениях петрашевцев заметны стремление к преодолению консервативных взглядов, попытки дать теоретическое обоснование идее развития. Этим во многом объясняются их интерес к таким темам и понятиям, как неология, новация, новатор, новаторство, убежденность "в абсолютной необходимости неологий и нововведений всякого рода для развития общественного". В "Карманном словаре иностранных слов ." авторы приводят ряд примеров социальных нововведений прогрессивной направленности: ассоциация, индустрия, солидарность, социализм, цивилизация и т. д. С их точки зрения, примером смелого новаторства "могут служить системы Овена, Сен-Симона, Фурье .". В качестве примера "новаторства истинно социального" они называли реформы Петра I.
Петрашевцы были убеждены, что нормальное гармоническое развитие человеческого индивида возможно лишь в обществе, которое может обеспечить его материальные и духовные потребности. Отсюда понятны их увлечение вопросами организации производства, развития промышленности, образования и науки, особый интерес к учению Фурье, желание пробудить социальную активность народных масс. " .Человека, - писал Петрашевский, - м[ожно] б[удет] почесть тогда только пользующимся действительною свободою, когда для него не только будет возможно развитие полное и гармоническое всех потребностей его природы, но само такое развитие б[удет] действительно".
Установление социальных порядков, отвечающих "природе человека" и его назначению, петрашевцы связывали с идеей социализма, наиболее разработанной, с их точки зрения, в учении Фурье. Герцен А. И. Полн. собр. соч.: В 30 т. М., 1956. Т. 10. С. 343. Философские и общественно-политические произведения петрашевцев. М., 1953. С. 389. Филос произв. петрашевцев. С. 146. Там же. С. 656. Там же. С. 320. Там же. С. 152. Там же. С. 423. См.: Дело петрашевцев: В 3 т. М; Л., 1941. Т. 2. С. 201-211. Филос. . произведения петрашевцев. С. 391. Там же. С. 497. Там же. С. 216. Там же. С. 248. Там же. С. 395.
Смотрите также
Философские идеи в культуре Московской Руси
Если эпоху Киевской Руси можно назвать своего рода периодом ученичества, началом
приобщения к мировой культуре, главным событием которого было введение христианства,
то основным содержанием эпохи ...
Философско-правовая мысль
В XIX в. в России феодализм и соответствующий ему абсолютизм, выработав в течение
столетий свой потенциал, начинают испытывать глубокий кризис в области экономики,
политики, идеологии. Все это при ...
Л. П. Карсавин: учение о симфонических личностях и философия истории
Лев Платонович Карсавин (1882-1952), как и некоторые другие русские религиозные
мыслители, приверженец метафизики всеединства, вместе с тем создал оригинальную
философско-историческую концепцию, р ...