Справедливость. За и против
Проблемы философии общества / Этика / Справедливость. За и против

Справедливость есть момент "соразмерной морали", когда плата в точности соответствует затратам - принесенным жертвам.

Наряду с гуманизмом, справедливость - одна из важнейших категорий традиционной этики, некий символ веры, к которому надо стремиться во что бы то ни стало.

По существу, справедливость есть вид симметрии, определенный на ареале человеческих отношений, есть абстракция от более или менее сложных форм равенства. Как тенденция нивелирования, тождественного усреднения и единообразия, справедливость неизбежно приводит к застою в общественной жизни и распаду общественных связей.

"За равный труд - равная плата", - говорят, что это справедливо. Если же равный труд осуществляется в разных климатических условиях, то оплата некоторым образом (произвольным с точки зрения морали) должна быть скорректирована - и это опять справедливо. Если же при одинаковой плате за одинаковый труд были произведены товары разной рыночной приоритетности, то такая справедливость должна в конечном итоге привести к экономическому кризису.

Если два крестьянина, работающие на землях с разным уровнем плодородия, за равный труд получают равную плату (при разных объемах выращенного товара), то это, разумеется, справедливо. Справедливо, как утверждают марксисты, если дифференциальная рента поступит в бюджет государства, а не превратится в "незаслуженную" прибыль крестьянина.

Тем не менее, очевидно, что такая справедливость делает крестьян безразличными к вопросам сохранения и мелиорации своих земель, что должно привести, в конечном счете, к снижению урожаев и пр.

А появится ли у талантливого человека желание проявить свои уникальные способности, если за одинаковые усилия в труде с рядовым работником он получит равную с ним плату?

Приведенные примеры указывают на односторонность и ограниченность принципа справедливости, сводящего рациональное в частном к абсурду в целом.

Пойдем далее. Пусть всякий работник будет за свой труд получать его полный эквивалент, вполне возмещающий приносимую работником трудовую "жертву".

"Это - Вы скажете - справедливо". Тогда ответьте: кто пожелает заниматься, тяжелым трудом (пусть, полностью компенсируемым), когда существуют легкие виды труда (тоже полностью компенсируемые, по нашему предположению)?

Вопреки имманентной порочности, идея справедливости /в том числе в форме принципа равенства и др./ присуща всем социалистическим и религиозным учениям. Причем, в религии эта самая привлекательная ее компонента носит мистический характер равенства каждого перед богом.

Справедливое общество - это, конечно, общество покойников. Перед богом, как перед смертью, все равны: богатые и бедные, умные и глупые, больные и здоровые, талантливые и заурядные, вельможи и простолюдины, рабовладельцы и рабы, белые и черные, дети и старики, мужчины и женщины, образованные и дикари . Но даже в этом - главном для существования религии вопросе - она непоследовательна, ибо противопоставляет приверженцев одной религии всем остальным религиям и особо - атеизму. Далее, если в религии все равны сейчас и всегда, то социалистические учения, напротив, акцентируют свое внимание на фактическом социальном неравенстве "сегодня", идеализируя возможность такого равенства в будущем.

В этом религиозное учение о справедливости противоположно социалистическому.

Несмотря на очевидную нелепость, политики разного толка, а государство - прежде всего, успешно эксплуатируют понятие справедливости в идеологической борьбе. Поэтому можно утверждать, что факт использования принципа справедливости, равно как идеи гуманизма и др. абстрактных благодеяний есть скорее критерий подлости, подвоха, односторонности и беспринципности.

Реальное общество не знает справедливости, однако, в тех или иных частностях постоянно скатывается к ней на пути к очередному общественному кризису.

Напротив, несправедливость есть, конечно, не справедливость -моральный источник индивидуального и общественного интереса.

Смотрите также

Две особенности русского марксизма
...

Философия "высшего синтеза" А. Ф. Лосева
Многогранные идеи Алексея Федоровича Лосева (1893-1988) - своеобразная страница в истории русской религиозно-философской мысли. Он один из немногих крупных ее представителей, оставшихся в послерев ...

Глобальные проблемы современности
...