Так, Александр Македонский является выдающейся личностью, ибо покорил множество стран и создал особую структуру войска - "фалангу", но исторической личностью (по нашему определению) он является только как изобретатель "фаланги" и т.д.
Не имея в своей среде исторических личностей, человечество не смогло бы перейти от животного состояния, от состояния дикости к цивилизации.
Здесь мы хотим предостеречь читателя от возможной логической ошибки: из сказанного вовсе не следует, что исторические личности являются движущей силой истории; они лишь одно из условий исторического развития.
С другой стороны, спектр их открытий отнюдь не безграничен. Он обусловлен базовым уровнем цивилизации, то есть конкретным историческим моментом. (Электроника не могла появиться до открытия электротехники, экономическая кибернетика - до открытия кибернетики, теория общественных формаций - до появления идеи исторического развития и т.д.).
Если же открыто нечто рядоположное, равнозначное уже открытому, то и в этом случае известное послужило ступенью к новому, поскольку его нужно было знать, чтобы не повториться. Так, если бы вначале был открыт "коньковый" способ передвижения на лыжах, то сегодня пришли бы к открытию "классического" способа и т.д.
Поэтому нельзя нечто открыть, перескочив, так сказать, через голову поколений.
Отсюда следует, между прочим, что самый выдающийся политик не способен повести за собой народ так, как будто перед ним открыта божественная карта с начертанным на ней историческим путем. И заведомо фантастична та теория (точнее - учение), которая предлагает средства для решения проблем еще не созревших, так что не известно, возникнут ли они вообще, в каком виде и "контексте".
Итак, мы видим, что особенность развития человеческого общества состоит в том, что "движут" общество те, кто полностью зависят от него. Вот почему этот процесс есть саморазвитие, а сами выдающиеся и исторические личности суть марионетки истории.
Смотрите также
"Религиозный материализм" С. Н. Булгакова
Творчество Сергея Николаевича Булгакова (1871-1944) занимает в русской религиозно-философской
мысли XX в. одно из центральных мест. Он проделал впечатляющую идейную эволюцию
от сторонника "ле ...
Две особенности русского марксизма
...
Немарксистская философия в СССР. М. Бахтин. М. Мамардашвили
В 20-30-е годы в Советской России продолжали работать мыслители, начавшие свой творческий путь до революции и непосредственно развивавшие традиции русской философии XIX в. Однако после первой волны ...