Марионетки истории
Проблемы философии общества / Политология / Марионетки истории
Страница 2

Так, Александр Македонский является выдающейся личностью, ибо покорил множество стран и создал особую структуру войска - "фалангу", но исторической личностью (по нашему определению) он является только как изобретатель "фаланги" и т.д.

Не имея в своей среде исторических личностей, человечество не смогло бы перейти от животного состояния, от состояния дикости к цивилизации.

Здесь мы хотим предостеречь читателя от возможной логической ошибки: из сказанного вовсе не следует, что исторические личности являются движущей силой истории; они лишь одно из условий исторического развития.

С другой стороны, спектр их открытий отнюдь не безграничен. Он обусловлен базовым уровнем цивилизации, то есть конкретным историческим моментом. (Электроника не могла появиться до открытия электротехники, экономическая кибернетика - до открытия кибернетики, теория общественных формаций - до появления идеи исторического развития и т.д.).

Если же открыто нечто рядоположное, равнозначное уже открытому, то и в этом случае известное послужило ступенью к новому, поскольку его нужно было знать, чтобы не повториться. Так, если бы вначале был открыт "коньковый" способ передвижения на лыжах, то сегодня пришли бы к открытию "классического" способа и т.д.

Поэтому нельзя нечто открыть, перескочив, так сказать, через голову поколений.

Отсюда следует, между прочим, что самый выдающийся политик не способен повести за собой народ так, как будто перед ним открыта божественная карта с начертанным на ней историческим путем. И заведомо фантастична та теория (точнее - учение), которая предлагает средства для решения проблем еще не созревших, так что не известно, возникнут ли они вообще, в каком виде и "контексте".

Итак, мы видим, что особенность развития человеческого общества состоит в том, что "движут" общество те, кто полностью зависят от него. Вот почему этот процесс есть саморазвитие, а сами выдающиеся и исторические личности суть марионетки истории.

Страницы: 1 2 

Смотрите также

Интуитивизм и иерархический персонализм Н. О. Лосского
Характерной особенностью русской религиозной философии конца XIX-XX в. является поворот к метафизике. В этом отношении она в известном смысле опередила аналогичный поворот к онтологии, осуществлен ...

Система теокосмического всеединства С. Л. Франка
Семен Людвигович Франк (1877-1950) - видный представитель философии всеединства, одного из самобытных течений русской философской мысли, основы которого были заложены В. С. Соловьевым. Созданная и ...

Экзистенциально- персоналистическая философия Н. А. Бердяева
В творчестве Николая Александровича Бердяева (1874-1948) нашла яркое выражение характерная для русской философской мысли религиозно-антропологическая и историософская проблематика, связанная с пои ...