Войны, как известно, не прекращаются в мире ни на час. Участие в них - более или менее опосредствованное - принимает множество "третьих" стран, имеющих свой интерес в конфликте.
Поэтому, если рассматривать человечество мира как целое, война есть непременный и перманентный атрибут человеческого существования.
Легкость совершения насилия по сравнению с трудностями других деяний, связанных с длительным и упорным трудом, превращает насилие из возможности в "потенциальную яму" необходимости.
Поэтому при определенной политической ситуации (военно-экономическая слабость соседнего государства, нахождение на его территории богатых, а значит легко добываемых, ресурсов или угроза кризиса власти в собственной стране .) война выступает как необходимый момент международных отношений.
Более того, война служит приспособительным средством, примиряющим противостоящие друг другу общественные образования. Не будь войны, общество, попросту, распалось бы на замкнутые в себе домены.
Такое балансирование каждого политического домена /племени, княжества, государства или военного союза/ на грани между миром и войной естественным образом создает сферу непредсказуемости, произвола, а отсюда и недоверия.
Каждое замкнутое на оборону общественно-хозяйственное образование произвольно в своих намерениях и деяниях, вообще говоря, и всякий другой политический домен это знает и этого опасается. Все это делает мир неустойчивым, а войну неизбежной. Поэтому мир не является некой первоосновой межгосударственных отношений; он наступает вследствие истощения материальных и людских ресурсов у одной или обеих воюющих сторон на период их восстановления.
Далее, любая армия, сколь бы совершенным ни было ее вооружение и методы боевой подготовки, не является вполне боеспособной, если не имеет опыта действительных боевых действий, хотя бы ограниченных. Поэтому каждая страна стремится направить ограниченный контингент войск в ту точку Земного шара, где разгорелся вооруженный конфликт. Это делается, как известно, под любым предлогом: миротворческие усилия, геополитические интересы, гуманитарная помощь, классовое, религиозное, национальное единство и пр. Самое миролюбивое государство, для которого война на данный момент не выгодна ни по каким показаниям, для поддержания боеспособности армии вынуждена ввязываться в те или иные военные конфликты и жертвовать своими солдатами в, так называемое, мирное время.
В то же время, угроза самоуничтожения вследствие ядерной войны, ограничивающая произвол в намерениях политических доменов, поддерживала, как известно, мир в Европе необычно длительное время. Как только эта угроза была частично снята в результате окончания "холодной войны", так сразу же вспыхнула война в Югославии.
Отсюда ясно, между прочим, что возможность спрогнозировать ситуацию (как-то, последствия ядерной войны) способна вносить коррективы в естественный процесс взаимоотношений между государ-ства-ми.
Но можно ли обойтись вообще без войны? Конечно можно! Также можно обойтись без животной пищи, можно прожить без распутства и вообще без любви, можно обойтись без токсикомании, без воровства и грабежей и т.п.
Трудность состоит в том, что все это действительно возможно в отдельных случаях, но не реализуемо в целом. Суть противоречия, как нам представляется, состоит в том, что отдельный человек так же не может служить моделью человечества, как отдельный орган не может служить моделью всего организма.
Если бы общество не было структурировано на политические домены, то не было бы и предмета для рассуждений. Однако причины подобной структуризации общества нам не известны, хотя ясно, что ни экономические, ни культурные, национальные или религиозные различия не являются определяющими в образовании государств и т.д.
Смотрите также
Экзистенциально- персоналистическая философия Н. А. Бердяева
В творчестве Николая Александровича Бердяева (1874-1948) нашла яркое выражение
характерная для русской философской мысли религиозно-антропологическая и историософская
проблематика, связанная с пои ...
Философско-богословская мысль
Древнерусское любомудрие не питало особых пристрастий к системности, поскольку
содержание тогда, по существу, превалировало над формой. На Руси издавна прижился
духовно-практический способ освоени ...
Философско-правовая мысль
В XIX в. в России феодализм и соответствующий ему абсолютизм, выработав в течение
столетий свой потенциал, начинают испытывать глубокий кризис в области экономики,
политики, идеологии. Все это при ...