Власть собственности
Проблемы философии общества / Политическая экономия / Власть собственности

В рабовладельческом государстве раб был собственностью рабовладельца. Что это означает? - То, что рабовладелец имел право (поддержанное традицией, законом, институтом насилия) на ограничение воли раба. Область ограничений была обширнейшей. По своему произволу, то есть безответственно и безнаказанно, рабовладелец мог заставить раба трудиться (в том числе выполнять бесполезную работу), мог продать его, решать за раба вопросы продолжения рода, мог запретить (или разрешить) ему пользоваться продуктами своего труда, мог наказать его и т.п.

Одновременно рабовладелец мог быть собственником участка земли, орудий труда, рабочего скота, построек и пр. Собственник земли может подвергнуть ее обработке или ничего на ней не делать, продать ее и др., он автоматически является обладателем собственности на продукты, выращенные на этой земле (его рабами !) и т.д.

Очевидно, что этот вид частной собственности отличается от права собственности на раба. Правда, собственность в лице раба близка по способу ее эксплуатации к собственности, представленной рабочим скотом, но здесь есть и различия: скотина не имеет общественно-значимой воли (для нее, например, безразличен факт ее купли-продажи и т.п.).

Итак, мы пришли к двум различным понятиям частной собственности. Частная собственность на человека - это право на ограничение его воли. Частная собственность на орудия производства - это защита от посягательств на них (и произведенных посредством их продуктов) со стороны других людей. Момент защиты присутствует также и в праве собственности на раба.

По сути, собственность на человека есть право в л а с т н о г о управления им. В случае государственного рабовладения, распоряжение рабом не является исключительным правом отдельного человека; этим правом обладает любой из чиновников, и пр. государственных мужей.

Напротив, капиталист не имеет непосредственного права собственности даже на своего работника, но, благодаря праву собственности на средства производства, защищающему их от всех и каждого, он косвенно приобретает право властного управления наемными рабами.

Капиталистический рабочий так отличается от крепостного или раба, как проститутка от наложницы или законной жены.

Вообще говоря, сама необходимость института властного управления, или насилия непосредственно вытекает из принципа разделения и кооперации труда, который предполагает, что произведенный совместными усилиями продукт должен быть частично или полностью отделен от непосредственных производителей для целесообразного распределения между членами общества. /В этом отделении, как раз, и состоит простейший акт насилия/.

Можно утверждать, таким образом, что все формы закабаления зиждутся на том, что средства обеспечения жизнедеятельности не принадлежат подвластным и используются или приобретаются последними через благодеяние своих властителей, будь то рабовладелец, крепостник, социалистический директор или буржуа.

Драма производства состоит не в том, чтобы побудить ленивого работать, но в том, чтобы заставить работника трудиться, когда у него отбирают продукты этого труда.

Смотрите также

Философия "высшего синтеза" А. Ф. Лосева
Многогранные идеи Алексея Федоровича Лосева (1893-1988) - своеобразная страница в истории русской религиозно-философской мысли. Он один из немногих крупных ее представителей, оставшихся в послерев ...

Философско-правовая мысль
В XIX в. в России феодализм и соответствующий ему абсолютизм, выработав в течение столетий свой потенциал, начинают испытывать глубокий кризис в области экономики, политики, идеологии. Все это при ...

Л. П. Карсавин: учение о симфонических личностях и философия истории
Лев Платонович Карсавин (1882-1952), как и некоторые другие русские религиозные мыслители, приверженец метафизики всеединства, вместе с тем создал оригинальную философско-историческую концепцию, р ...