Вернемся к формуле (3). Как отмечено выше, исключительность величины I в отношении любых других длин, претендующих на роль фундаментальной, определяется ее абсолютным (в смысле инвариантным относительно выбора инерциального наблюдателя) характером. Из (3) следует, что условия l0 ° I и l0 =¥ особым образом выделяют из всего множества Vmax предельные значения Vmax ° 0 и Vmax = с , которые являются лоренц-инвариантными величинами в строгом смысле. Условие
V ° 0 max- соответствует кинематическому состоянию лоренц-инвариантного покоя объекта [Корухов, 2002. С. 85]. Иными словами, не найдется такой инер-циальной системы отсчета, относительно которой «среда», характеризующаяся величиной I, , наблюдалась бы в состоянии равномерного прямолинейного движения. Следовательно, эта гипотетическая «среда» должна обладать кинематическим свойством инвариантного покоя. Все это вновь «возвращает» нас к дискуссии относительно «эфира», которая велась в физике в начале ХХ в. Как ни парадоксально, возможность среды с таким кинематическим свойством не отрицал и создатель СТО:
Специальная теория относительности запрещает считать эфир состоящим из частиц, поведение которых во времени можно наблюдать, но гипотеза о существовании эфира не противоречит специальной теории относительности. Не следует только приписывать эфиру состояние движения [Эйнштейн, 1965. С. 686].
Следует отметить, что Эйнштейн рассматривал возможность существования среды с подобными свойствами, но отверг ее как абсурдную. Он писал:
Действительно, если каждый луч света в пустоте распространяется со скоростью c относительно системы K, то световой эфир должен всюду покоиться относительно K. Но если законы распространения света в системе K' (движущейся относительно K) такие же, как и в системе K, то мы с тем же правом должны предположить, что эфир покоится и в системе K'. Так как предположение о том, что эфир покоится одновременно в двух системах, является абсурдным и так как не менее абсурдно было бы отдавать предпочтение одной из двух (или из бесконечного большого числа) физически равноценных систем, то следует отказаться от введения понятия эфира, который превратился лишь в бесполезный довесок к теории, как только было отвергнуто механистическое истолкование света [Там же. С. 416].
Итак, мы пришли к выводу, что кинематическое свойство инвариантного покоя является той альтернативой, которая в свое время не была должным образом рассмотрена при анализе всех возможных кинематических условий существования эфира:
Действительно, при введении эфира, пространственно покоящегося относительно любой инерциальной системы отсчета, законы, описывающие явления природы, не будут находиться в зависимости от состояния движения, поскольку понятия равномерного и прямолинейного движения относительно такого эфира не существует. При таких и только при таких условиях, накладываемых на среду, может выполняться принцип относительности, подтвержденный многолетней практикой. Более того, сам принцип относительности является прямым проявлением свойства инвариантного покоя среды [Корухов, 2002. С. 86].
Смотрите также
Взгляд на развитие воспитания
Творчество Платона по сегодняшний день остается в центре внимания исследователей различных направлений. Для историков и для антиковедов, в частности, его труды интересны, прежде всего, как отражение ...
Философско-богословская мысль
Древнерусское любомудрие не питало особых пристрастий к системности, поскольку
содержание тогда, по существу, превалировало над формой. На Руси издавна прижился
духовно-практический способ освоени ...
Миросозерцание Ф. М. Достоевского
Творчество Федора Михайловича Достоевского (1821-1881) относится к высшим достижениям
национальной культуры. Его хронологические рамки - 40-70-е гг. - время интенсивного
развития русской философск ...