Итак, рассмотрев «окончательный аргумент» и основную аргументацию в пользу принятия реализма, попытаемся ответить на вопрос: является ли релятивистский эфир реальным, можем ли мы убедительно показать то, что предположение о существовании релятивистского эфира является предположением о реальности «как она есть на самом деле», а не только предположением о реальности «как она открывается нам»? Как сказано выше, в любом случае это вопросы относительно статуса (интерпретации) теоретического термина (см. § 4.3). Одна из широко обсуждаемых экспликаций перехода от теоретического термина к теоретическому объекту в области физики связана с понятиями инвариантности и симметрии (сохранения). Достаточно вспомнить «школьные» примеры демонстрации перехода от механики Ньютона к специальной и далее к общей теориям относительности на основе представления об инвариантности и сохранении законов физики [Головко, Симанов, Сторожук, 2003] (см. дополнение А). На наш взгляд, анализ симметрии свойств пространства-времени, представление о фундаментальности свойства сохранения позволяют перейти к обоснованию онтологического статуса гипотезы релятивистской инвариантной среды (релятивистского эфира) (см. гл. 3).
Как отмечено выше (см. примеч. 3 к данной главе), адекватная интерпретация теоретического термина требует наличия некоторого внешнего критерия, который позволил бы контролировать ее адекватность. В качестве такого критерия выберем абдуктивный вывод. Мы будем придерживаться той точки зрения, что абдуктивный вывод является достаточным основанием для того, чтобы говорить об обоснованности нашего заключения, а также для придания теоретическим объектам (относительно которых строится анализируемая гипотеза) искомого содержания. Конечно, связь онтологического статуса теоретического объекта и абдуктивного вывода может показаться чрезмерно прямолинейной, однако наша цель -показать возможность приведения различных реалистских по духу аргументов, которые в свою очередь будут свидетельствовать в пользу укрепления убеждений в том, что рассматриваемый объект (гипотеза) обладает определенным денотатом.
В гл. 3 отмечалось, что анализ феноменологии фундаментальных физических постоянных приводит к необходимости постулирования гипотетической релятивистской инвариантной среды, которая в свою очередь характеризуется рядом исключительных относительно вещественно-полевого наблюдателя свойств, таких как предельный характер характеризующих ее величин (фундаментальные постоянные и образуемые из них исходя из соображений размерности комплексы, которые и характеризуют эту среду, играют роль недостижимых пределов соответствующих шкал характеристик вещественно-полевых объектов), характерное уравнение состояния с отрицательным давлением, релятивистский (инвариантный) покой (любая связанная со средой система отсчета является сопутствующей) и пр. На наш взгляд, последнее свойство (инвариантный покой) является онтологическим, т. е. сопряженным с объективным свойством не зависящей от нас реальности. Данное обстоятельство, по нашему мнению, может считаться одним из аргументов в пользу обоснования онтологического статуса гипотезы релятивистского эфира. В данном случае понятие «эфир» естественно относится к гипотетической среде, принадлежащей «внешнему» по отношению к вещественно-полевому уровню реальности, в рамках которой «разворачивается» наша Вселенная, характеризующаяся наблюдаемыми значениями фундаментальных физических постоянных (h, c, G, K). Нетрудно проследить определенную преемственность с аналогичным понятием физики конца XIX в. (см. § 3.4).
Напомним, что для множества физических длин планковская длина в рамках РСТО является «аналогом» скорости света для множества скоростей в рамках самой СТО. Последняя является онтологической характеристикой; не уменьшая общности, можно считать, что и первая будет являться онтологической по построению. Данное утверждение требует доказательства более общей теоремы в теории размерности относительно связи величин (обладающих необходимым свойством) и комплекса, составленного из них. Следует отметить, что в рамках самой теории размерности такая теорема отсутствует [Кутателадзе, 1986; Дибай, Каплан, 1976]. Однако, не нарушая общности, для обоснования свойства предельности комплекса величин, составленного из предельных, мы можем использовать более общее утверждение, так называемый hcG-принцип, рассмотренный в гл. 3:
Смотрите также
Оценка труда и персонала
Методы индивидуальной оценки. Оценочная анкета представляет собой стандартизированный набор вопросов или описаний. Оценивающий отмечает наличие или отсутствие определенной черты у оцениваемого и ста ...
Философия Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого
Характерная черта русской философии - ее связь с литературой ярко проявилась в творчестве
великих художников слова - А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Ф. И.
Тютчева, И. С. Тургенева и ...
Религиозно-нравственное учение Л. Н. Толстого
Лев Николаевич Толстой (1828-1910) - писатель, мыслитель и духовный реформатор,
создавший религиозно-нравственное учение непротивления злу насилием. Его жизнеучение
(он разработал именно "жиз ...