Специфические народнические мотивы в социально-политических взглядах Бакунина наметились еще в 40-е гг., когда он стал апеллировать не к человечеству вообще и не к какому-то одному классу, а к народу, большинству широких масс бедных и угнетенных, когда стал проявлять повышенный интерес к социальной проблематике и т. д. В 60-е гг. народничество Бакунина базируется, в частности, на его убеждении в том, что воплощение идеи социализма зависит от национально-географических особенностей того или иного региона или страны. Применительно к России он обозначил три главные черты, которые, по его мнению, лежат в основе "русского народного идеала": 1) вся земля принадлежит народу; 2) право пользования землею принадлежит не отдельным лицам, а всей общине, миру, который временно делит ее между лицами; 3) автономия, общинное самоуправление и враждебное отношение общины к государству. Наряду с этим выделяются три главные черты, которые "затемняют" этот идеал: 1) патриархальность, 2) поглощение лица миром, 3) вера в царя. Менее важна, по Бакунину, четвертая черта: официально-православная христианская вера. Хотя церковь представляет для народа, по словам Бакунина, род небесного кабака, религиозный вопрос не должен стоять на первом месте в пропаганде среди народа. Поскольку поглощение миром лица и обожествление царя - это естественный результат патриархальности, постольку она есть то зло, против которого нужно бороться.
В народнический период произошел полный переворот во взглядах Бакунина на проблему нации и национальных отношений. Отказавшись от так называемого "демократического панславизма", он перешел на интернационалистские позиции. Национальность, доказывал он, является началом не общечеловеческим, а историческим, местным, и чем меньше народ думает о себе, тем более оживляется его национальное начало. У нас нет отечества, наше отечество - это всемирная революция; национальный принцип - принцип двусмысленный, полный лицемерия; узкое чувство патриотизма необходимо превратить в широкую, благородную и разумную любовь к человечеству.
С социальной и политической философией Бакунина связана практика действия: идеолог анархизма ориентировал в первую очередь на "народный сговор", на стихийный революционный бунт "снизу", побуждаемый главным образом революционными страстями народа, на то, чтобы не навязывать революцию, а вызывать ее с помощью организации "образованного меньшинства", "умственного пролетариата". Предрекая ужасы будущей русской революции, не останавливаясь перед призывами разорить, ограбить и уничтожить не только дворянство, но и значительную часть купечества и зажиточного крестьянства, Бакунин включал в свою программу действий также фантастически-утопические и авантюристические надежды на разного рода "казачество", т. е. всех "вольных", незакрепощенных людей, - бродяг, богомольцев, воров и разбойников, которых он считал "протестантами" против государства, государственности и "немецкой цивилизации", хотя и признавал "народно-разбойничий мир" далеко не привлекательным с истинно человеческой точки зрения.
Теоретическая философия. В сфере теоретической философии в народнический период деятельности Бакунин переходит на позиции материализма, близкого к антропологическому, и воинствующего атеизма. Испытав определенное влияние О. Конта, он, однако, не стал позитивистом, в отличие от позитивистов он не сводил философию к наиболее общим выводам из наук.
В центре философских интересов Бакунина - критика теологии и метафизики как "утонченной" и "рационализированной" теологии. Его антитеологизм и воинствующий атеизм выражены тезисом: "Бог существует, значит, человек раб . Человек свободен - значит, бога нет". Знамя "теоретического материализма" Бакунин ставил рядом с "красным знаменем экономического равенства и справедливости", а социализм называл вторым правильным и полным выражением материализма.
Согласно онтологическим и натурфилософским представлениям Бакунина существует только материальное, духовное - его продукт; действительное бытие - родовое имя материи, которая является живой, стремительной, вечно подвижной, деятельной, плодотворной; материя - это всемирный поток жизни; бытие есть становление, т. е. движение; природа, Вселенная представляет собой сумму превращений движущейся материи; она бесконечна в пространстве и во времени. Мироздание прекрасно организовано; в мире царит гармония; законы в природе реальны постольку, поскольку они неотделимы от вещей; верховным законом бытия является мировая причинность, взаимозависимость, взаимодействие природы как целого и каждой точки с целым. Всякая вещь действительна лишь постольку, поскольку проявляется, действует; прогресс в мире - это естественное движение от простого к сложному, снизу вверх, от низшего к высшему. Человек является продуктом грубой материи, последней высшей ступенью непрерывного ряда существ; благодаря способности мыслить человек становится причиной истории, однако он не может ни остановить, ни изменить закон природы, мировой ход причин и действий, он действует в силу природных законов; бунт человека против природы невозможен, но в определенных пределах он может бороться за свою свободу, изменяя окружающую среду.
Смотрите также
Антропологический принцип Н. Г. Чернышевского
Н. Г. Чернышевский относится к числу тех немногих в XIX в. русских мыслителей,
которых с полным правом можно назвать политическими философами. Он был хорошо знаком
с предшествующей историей мышлен ...
Оценка труда и персонала
Методы индивидуальной оценки. Оценочная анкета представляет собой стандартизированный набор вопросов или описаний. Оценивающий отмечает наличие или отсутствие определенной черты у оцениваемого и ста ...
Исторические типы философии
Философия является рациональной попыткой ответа на предельные
основания мира, природы и человека, стремлением анализировать
действительность, как она представлена в человеческом знании, чтобы увидет ...