Антиномические философские построения Лаврова, позволявшие рассматривать его систему как материалистическую под одним углом зрения и как идеалистическую - под другим, дают сторонникам последовательного материализма основание относить ее к философской эклектике. Но если руководствоваться принципом историзма, то нельзя не признать, что философия Лаврова - это не просто чисто теоретическая система, но система, практически работающая. Сама по себе теоретическая философия интересовала Лаврова лишь постольку, поскольку ему нужно было сформулировать принципы "действия", от которых шел уже прямой путь к народнической практике. При всей значимости теоретической философии важнее, по Лаврову, философия практическая, которая занимается происхождением общественных явлений, человеческими целями и идеалами. Стремясь во всем следовать научным принципам, Лавров не нашел другого способа, как антиномическое построение своей системы, как бы преодолевающей и материализм, и идеализм, и позитивизм и в то же время удерживающей наиболее рациональное (с его точки зрения) из этих систем.
Философия общества. Лавров выделил философию общества в особую дисциплину и определил изучаемые ею проблемы, которые у других мыслителей второй половины XIX в. входили в предмет социологии. Лавров же очень жестко отделял социологию от философии общества, считая предметом первой проявления солидарности между сознательными органическими общностями. Поскольку в XIX в. существовали большие расхождения в понимании того, что такое "философия общества", "социология", "социальная" и "политическая" философия, целесообразно при изложении проблем философии общества, как ее толковал Лавров, иметь в виду, что речь идет об обычной социально-политической проблематике, но рассматриваемой в абстрактно-спекулятивном аспекте.
Народническая социально-политическая концепция Лаврова стала зарождаться под влиянием революции 1848-1849 гг., неудачной для России Крымской войны, обстановки, сложившейся в связи с подготовкой и проведением реформ 60-х гг. У него формируются свободолюбивые и народолюбивые взгляды, критическое отношение к деспотизму, появляются контуры идеала общества, основанного на законах, а также первые собственно народнические представления о "гнилости" Запада и особом историческом предназначении России. В 1857 г. в издании Герцена "Голоса из России" публикуются стихотворения Лаврова "Пророчество" и "Русскому народу" с его предисловием - "Письмо к издателю", в котором он намечает исходные принципы и тактику достижения искомого общественного идеала. Основные элементы этой, пока еще сугубо абстрактной, программы: ликвидация крепостного права, преобразование "не страшным переворотом", а "примирением прошедшего с будущим" с небольшими жертвами и потрясениями, ликвидация "недостатка знания", борьба с нравственным унижением личности.
К 1873 г., когда Лавров приступил к изданию журнала "Вперед!", его народническая социально-политическая программа для России вполне определилась в основных своих пунктах: система самоуправляющихся общин без государственной власти; крестьянство - основная движущая сила революции; революция не только для народа, но и непосредственно силами народа; народу не могут быть навязаны революционные идеи группы более развитого меньшинства, революцию нельзя вызвать искусственно, она может явиться лишь продуктом ряда сложных исторических процессов, которые только и могут указать минуту переворота и готовность к нему народа; революция неизбежна, но, поскольку народ к ней не готов, цивилизованному меньшинству предстоит разъяснить ему его истинные потребности; во главу угла должно быть поставлено его просвещение и нравственно-политическое воспитание. Будучи противником насилия, Лавров не хотел тяжелых потрясений и кровавых революций, предпочитая достижение целей мирным путем, легальными реформами, но если уж суждено быть народному восстанию, то его нужно подготовить.
Вскоре, однако, эта программа Лаврова начала радикализироваться. Ему стало казаться, что народное восстание в России уже близко. Он перестал верить в возможность мирного пути социальных преобразований, но от идеи сознательной подготовки социальной революции путем пропаганды и агитации, а также путем "организации народных сил" не отказался.
В качестве идеолога "Народной воли" и социалиста общеевропейского масштаба Лавров доказывал, что Россия не может устраниться от общего хода исторической жизни и что русские социалисты не должны выделяться из общеевропейского социалистического движения. Поэтому социально-философские идеи Лаврова начиная с 80-х гг. выходили далеко за рамки народнической парадигмы. Социалистический идеал будущего он мыслил теперь не как развитие самобытного общинного строя, а как общество солидарных личностей, в котором гармонизированы индивидуальные и социальные интересы, как универсальный кооперативный строй. На представления Лаврова о социальном идеале будущего немалое влияние оказали также идеи Маркса.
Смотрите также
Религиозно-нравственное учение Л. Н. Толстого
Лев Николаевич Толстой (1828-1910) - писатель, мыслитель и духовный реформатор,
создавший религиозно-нравственное учение непротивления злу насилием. Его жизнеучение
(он разработал именно "жиз ...
Философско-богословская мысль
Древнерусское любомудрие не питало особых пристрастий к системности, поскольку
содержание тогда, по существу, превалировало над формой. На Руси издавна прижился
духовно-практический способ освоени ...
Л. П. Карсавин: учение о симфонических личностях и философия истории
Лев Платонович Карсавин (1882-1952), как и некоторые другие русские религиозные
мыслители, приверженец метафизики всеединства, вместе с тем создал оригинальную
философско-историческую концепцию, р ...