Анархо-коммунистический идеал Кропоткина строился по аналогии с "народными учреждениями" прошлых веков, которые он усматривал в родовом строе, деревенской общине, ранних ремесленных союзах-гильдиях, в раннесредневековом "народоправстве".
Теоретическая философия. У Кропоткина нет пространных специальных философских трудов, подобных работам Лаврова или "Философским рассуждениям" Бакунина. Но в сравнительно небольших брошюрах "Анархизм. Его философия и его идеал", "Современная наука и анархия", в незаконченном труде, известном под названием "Этика", и др. он достаточно четко сформулировал принципы своей теоретической философии. Под нею он понимает "синтетическую философию", которая охватила бы все явления природы и общества, а также экономические, политические, психологические, умственные и нравственные вопросы; это миросозерцание покоится на механическом (в смысле кинетическом, т. е. находящемся в постоянном движении) понимании природных и общественных явлений, а также явлений "жизненных, умственных и чувственных", которые могут быть сведены к явлениям физическим и химическим. Методом указанного миросозерцания является единственно научный индуктивный метод естественных наук; диалектический метод Кропоткин считал устаревшим и был убежден, что все открытия XIX в. были сделаны не диалектическим, а научным индуктивным методом.
Анархизм как мировоззрение, по Кропоткину, стремится к положительному знанию, которое не занимается в отличие от метафизической философии ни "основными началами", ни "субстанциями", ограничиваясь установлением законов явлений; оно основывается только на опыте и не имеет дела с тем, что находится вне опыта. В то же время Кропоткин критиковал агностицизм за подмену понятием "непознаваемое" понятия "неизвестное", постулировал безграничность познания мира.
Кропоткин выступал противником антинаучного поветрия в Западной Европе и в России последней трети XIX - начала XX в., связанного с попытками вернуть философию то к Канту, то к Гегелю, то к Лотце, критиковал новые формы индетерминизма, спиритуализма, априоризма, интуитивизма, символизма, мистицизма, вплоть до "новой" веры в сатану
Миросозерцание анархизма, по мнению Кропоткина, возвращается к здравой философии природы, находившейся в пренебрежении со времен философов Древней Греции до Ф. Бэкона. Оно строится на данных современной науки, выработавшей основы "философии мироздания", свободной от сверхприродных гипотез и метафизической "мифологии мыслей". Особое философское значение, считал он, имеет принцип современной науки о неразрушимости энергии, приучающий человека понимать происходящие во вселенной процессы как непрерывную, бесконечную цепь превращения энергии, что объясняет постепенное развитие жизни, ее конечное разложение, переход обратно в великий космос и лишает жизненные явления всякой таинственности.
В самом анархизме Кропоткин усматривал одно из многочисленных проявлений эволюции в мироздании и стремился доказать, что мироздание и науки о нем построены как бы по анархическим принципам децентрализации и федерации индивидуальных элементов. Если раньше, писал Кропоткин, Земля представлялась центром Вселенной, затем центром стало Солнце, то в настоящее время астрономы изучают "бесконечно малые" составляющие Вселенной; прежний центр оказывается рассеянным, он везде и вместе с тем нигде. Каждый индивидуальный человек также представляет собой "целый мир федераций". В науках наблюдается то же самое: раньше они изучали крупные результаты и крупные суммы, теперь изучаются главным образом бесконечно малые величины, т. е. индивиды, из которых складываются эти суммы.
Смотрите также
Религиозно-нравственное учение Л. Н. Толстого
Лев Николаевич Толстой (1828-1910) - писатель, мыслитель и духовный реформатор,
создавший религиозно-нравственное учение непротивления злу насилием. Его жизнеучение
(он разработал именно "жиз ...
Антропологический принцип Н. Г. Чернышевского
Н. Г. Чернышевский относится к числу тех немногих в XIX в. русских мыслителей,
которых с полным правом можно назвать политическими философами. Он был хорошо знаком
с предшествующей историей мышлен ...
Глобализационные процессы в современном мире
Автор полагает, что тема данного исследования
актуальна, так как, во-первых, связана с новым направлением в философской науке
– философии глобальных проблем, во-вторых отражает противоречиво ...