А. И. Герцен, Н. П. Огарев: философия природы, человека и общества
История русской философии / Философские взгляды теоретиков основных идейных течений в России XIX в. / А. И. Герцен, Н. П. Огарев: философия природы, человека и общества

А. И. Герцен является в определенной мере ключевой фигурой в отечественной философской мысли середины XIX в., ибо именно он одним из первых в наиболее адекватной форме выразил зарождающуюся философию русских материалистов 40-60-х гг., сформулировал мысль о необходимости союза философии с естествознанием, а не с религией, как полагали славянофилы, заложил основы народнического социализма. Отстаивая свободу личности и критикуя мещанство, он дал определенный импульс развитию некоторых идей русской религиозной философии конца XIX - начала XX в. На Герцена в той или иной степени опирались представители самых разнообразных философских направлений: Н. Г. Чернышевский и К. Н. Леонтьев, П. Л. Лавров и Д. С. Мережковский, Л. Н. Толстой и В. И. Ленин. Он получил высокую оценку в трудах историков русской философии самых различных ориентации - Г. В. Плеханова и Н. А. Бердяева, Г. Г. Шпета и В. В. Зеньковского. И даже Н. О. Лосский, который вообще-то представителей материализма в своих исследованиях не жаловал, писал, что "влияние Герцена на русскую общественную жизнь было значительным". Н. А. Бердяев же в "Русской идее" замечает, что Герцен "если и не самый глубокий, то самый блестящий из людей 40-х годов", а С. Н. Булгаков называет его "нашим национальным героем", "одной из самых характерных фигур, в которых воплотились многосложные противоречия противоречивого XIX века".

Н. П. Огарев вошел в историю русской общественной мысли как ближайший друг, единомышленник и соратник Герцена. Они вместе издавали "Колокол", вместе боролись за освобождение крестьян, и взгляды их на основные философские проблемы были очень близки, хотя и не тождественны.

Лосский Н. О. История русской философии. М., 1991. С. 80. Бердяев Н А. Русская идея // О России и русской философской культуре. М., 1990. С. 94. Булгаков С. Н. Душевная драма Герцена // Соч.: В 2 т. М, 1993. Т. 2. С. 95.

    Смотрите также

    Глобализационные процессы в современном мире
    Автор полагает, что тема данного исследования актуальна, так как, во-первых, связана с новым направлением в философской науке – философии глобальных проблем, во-вторых отражает противоречиво ...

    Экзистенциально- персоналистическая философия Н. А. Бердяева
    В творчестве Николая Александровича Бердяева (1874-1948) нашла яркое выражение характерная для русской философской мысли религиозно-антропологическая и историософская проблематика, связанная с пои ...

    Неортодоксальные (нетрадиционные) версии развития философии марксизма
    Конец XIX - начало XX в. был ознаменован для России интенсивным ("вширь и вглубь") развитием капитализма, обострением социально-классовых противоречий и конфликтов, ростом революционного ...