4. Философские и социальные воззрения Н. П. Огарева
История русской философии / Философские взгляды теоретиков основных идейных течений в России XIX в. / А. И. Герцен, Н. П. Огарев: философия природы, человека и общества / 4. Философские и социальные воззрения Н. П. Огарева
Страница 1

Николай Платонович Огарев (1813-1877) родился в зажиточной помещичьей семье. На его развитие сильное влияние оказало знакомство с Герценом еще в раннем возрасте, с тех пор они находились в постоянном общении и переписке. 14-15-летними юношами они поклялись пожертвовать жизнью во имя борьбы за свободу и этой клятве оставались верны до конца своих дней.

В 1830 г. Огарев поступил вольным слушателем в Московский университет; как и Герцен, в июле 1834 г. был арестован по делу "О лицах, певших в Москве пасквильные стихи" и в 1835 г. сослан в Пензу под надзор полиции. Здесь он женился на М. Л. Рославлевой, племяннице губернатора, по ходатайству которого ему было разрешено в 1839 г. переехать в Москву. Сразу после оформления наследства Огарев решил постепенно избавляться от своей "крещеной собственности": он отпустил на волю за небольшой выкуп крестьян самого большого своего села Верхний Белоомут.

В 1841 г. Огарев получил разрешение на шестимесячную поездку за границу "для лечения", а в 1842 г. добился второго разрешения, которое позволило ему прожить за границей (в Германии, Италии и Франции) до 1846 г. Живя за границей, Огарев из первых рук познакомился с идеями современных западноевропейских философов. Именно в этот период окончательно сформировались его философские взгляды. Во Франции и особенно в Германии его поразила нищета и беззащитность фабричных рабочих. Эта картина социального неравенства, еще более страшного, чем в России, где община помогала выжить и не умереть с голоду даже самым бедным крестьянам, породила у Огарева интерес к общинному устройству.

Вернувшись в Россию, Огарев отменил в оставшейся части своих владений барщину, ввел арендную плату за землю, которую обрабатывали крестьяне, а на барской земле решил организовать фермерское хозяйство с наемным трудом. Все беды русского земледелия Огарев выводил из того факта, что вложенный в хозяйство труд в условиях крепостничества никак не оценивается и потому неэффективен. Он решил, что наемный труд позволит ему организовать рентабельное хозяйство.

В феврале 1850 г. на Огарева, его соседа Тучкова и их друзей Сатина и Селиванова был послан в Петербург донос, в котором они обвинялись в организации "коммунистической секты", "во вредном политическом и противорелигиозном образе мыслей и безнравственных поступках". Всех их арестовали и доставили в Петербург, но полное отсутствие доказательств вынудило шефа жандармов их освободить. Все же за ними был установлен полицейский надзор. Смерть жены в 1853 г. в Париже сделала возможным брак Огарева с Н. А. Тучковой. А смерть Николая I позволила ему хлопотать о заграничном паспорте. В марте 1856 г. Огаревы выехали из России.

Приехав в Лондон, Огарев сразу включился в работу созданной Герценом Вольной русской типографии. На страницах "Колокола" и в различных приложениях к нему в 1857- 1867 гг. он опубликовал около 170 публицистических работ, не считая поэтических произведений. Велика была роль Огарева в создании тайных обществ для организации движения за освобождение крестьян с землей в России. Уже с 1857 г. он составил одну из программ такого общества, а в 1861 г. принял участие в образовании тайного общества (первой "Земли и воли"), просуществовавшего с середины 1862 до конца 1864 г. Умер Огарев в Англии (Гринвич). В 1966 г. его прах был перезахоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Как и для Герцена, философия для Огарева не была самоцелью, он видел в ней средство уяснения общих мировоззренческих вопросов, без чего не может быть ясного понимания целей человеческой деятельности и смысла существования. "Поставить теорию мироздания для человека так же необходимо, как есть", - писал он. Социальные проблемы, стоявшие перед русским обществом и связанные для Огарева прежде всего с отменой крепостного права, требовали осмысления общих вопросов. Если все развитие предопределено какой-то высшей силой - идеей, Богом, фатальной необходимостью, то какова же должна быть роль людей, обладающих волей и желающих бороться за свое будущее? Существует ли вообще свобода воли, или все поступки человека обусловлены обстоятельствами? Если же вообще нет никакой закономерности исторического развития, а все зависит от стечения обстоятельств, от случая, воли монарха, то может ли человек влиять на исторический процесс?

На все эти вопросы Огарев искал ответ в философии. В середине 40-х гг. он пришел к пониманию мира в духе материализма, однако свои философские воззрения предпочитал называть реализмом, ибо, усвоив некоторые диалектические идеи, развитые в немецкой философии, не мог разделять ряда положений механистического материализма XVIII в. Он, например, считал, что вещество и пространство - это понятия, различаемые только с "антропологической точки зрения", ибо не существует пространства без вещества и вещества без пространства, "в действительности же вещество - такой же ряд плоскостей, не имеющих толщины, такой же ряд нулей во все стороны, как и пустота". Как неразрывно вещество и пространство, так же неотделимо от материи движение, без которого она существовать не может. "Движение есть потому, что не быть не может, - писал Огарев. - .То, что называют косностью, есть только относительное равновесие".

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также

Диалектика сознательного и бессознательного
...

Экзистенциальный иррационализм и нигилизм Л. Шестова
Философские воззрения Л. Шестова, в силу их сугубой иррациональности и парадоксальности, трудно подвести под какое-то общее определение. Мастер афористического философствования, "ниспровергат ...

Глобальные проблемы современности
...