1. Университетская философия в ее истории
История русской философии / Философия в духовных академиях и университетах в XIX - начале XX в. Философско-правовая мысль / Философия в российских университетах / 1. Университетская философия в ее истории
Страница 4

Кафедры философии других университетов были не столь многочисленными, ибо историко-филологические факультеты этих университетов не имели специализации по философии и на кафедрах для подготовки к преподавательской деятельности оставляли только тех выпускников, которые должны были удовлетворить потребности в специалистах самих кафедр. Из всех кафедр имеет смысл выделить кафедру философии Казанского университета, которая отличалась преимущественным вниманием к логической проблематике.

В 1867 г. кафедру философии Казанского университета занял выпускник Киевской духовной академии М. М. Троицкий, только что вернувшийся из командировки в Германию, где готовился к защите магистерской диссертации. В 1869 г. он перебрался в Варшаву, где работал до перехода в Московский университет. На кафедре остался работать окончивший университет в 1868 г. Ф. А. Зеленогорский, который в 1878 г. перешел на работу в Харьковский университет. В 1870 г. окончил университет и в 1873 г. стал приват-доцентом (с 1881 г. - ординарным профессором) А. И. Смирнов, специализировавшийся по истории философии и читавший в университете годичный курс по философии Канта. Он был горячим сторонником развития математической логики, и не без его участия в 1888 г. впервые в стране астроном и математик П. С. Порецкий прочел курс математической логики. С 1896 по 1903 г. на кафедре работал выпускник Юрьевского университета Е. А. Бобров, который считал себя учеником профессора Юрьевского университета немецкого философа Г. Тейхмюллера. Собственную систему взглядов Е. А. Бобров называл "критическим индивидуализмом" и большое внимание уделял разработке онтологических проблем, он также много сделал для изучения развития философии в России. Более 20 лет проработал на кафедре А. Д. Гуляев, окончивший в 1899 г. историко-филологический факультет Казанского университета и оставленный на кафедре философии для подготовки к преподавательской деятельности. В 1902 г. он стал приват-доцентом (с 1909 г. - профессором) и читал курсы истории философии и традиционной логики, а в 1920 г. переехал в Баку. В 1906 г. окончил университет Н. А. Васильев, ставший основоположником идей многозначных и паранепротиворечивых логик. В 1910 г. он стал приват-доцентом, а с 1918 г. - профессором. Н. А. Васильев создал "воображаемую" логику, предвосхитив тем самым построение неклассической логики. В 1908 г. окончил университет и с 1912г. стал преподавать историю материализма в древности А. О. Маковельский, в 1920 г. перебравшийся в Баку. В 1916-1918 гг. в университете читал историю философии профессор Казанской духовной академии М. Н. Ершов, а в 1920-1922 гг. после закрытия духовной академии преподавал философию в университете В. И. Несмелов.

Университетская философия того времени дала сравнительно немного оригинальных работ, посвященных вопросам теоретической философии. В количественном отношении преобладали труды университетских философов по логике, психологии и истории философии. Но это преобладание было обусловлено не каким-то субъективным их пристрастием к данной проблематике, а тем фактом, что в программы философского образования в университетах входили в первую очередь именно логика, психология и история философии. Вопросы онтологии, теоретической философии, философской антропологии разрабатывались в трудах университетских философов значительно реже именно потому, что в учебном процессе они занимали гораздо меньше времени. По мере того как развивалось преподавание философии, особенно в начале XX в., проблемы теоретической философии начинали занимать соответствующее место в учебном процессе и одновременно увеличивалось количество оригинальных исследований в этой области философского знания.

Университетская философия, т. е. философия, существовавшая в среде профессиональных философов, оказала большое влияние на подъем философской мысли в России начала XX в., ибо именно эта среда формировала людей, хорошо понимающих все нюансы философских проблем, заложила основу для создания многочисленных философских и религиозно-философских обществ, деятельность которых оказывала определенное влияние как на теоретическую разработку философских проблем, так и в особенности на умонастроение "образованных кругов". Достаточно вспомнить, что первое такое общество, а именно Психологическое общество при Московском университете, было создано по инициативе М. М. Троицкого в 1885 г., а по инициативе Н. Я. Грота оно стало с 1889 г. выпускать журнал "Вопросы философии и психологии", сделавшийся самым многотиражным влиятельным философским изданием в России. С 1897 г. начало действовать Философское общество при Петербургском университете, одним из организаторов которого был А. И. Введенский. Большое общественное значение имела деятельность студенческого Историко-филологического общества при Московском университете, действовавшего под председательством С. Н. Трубецкого в 1902-1903 гг. Университетские преподаватели участвовали в работе Религиозно-философского общества памяти Владимира Соловьева в Москве в 1905-1917 гг., Религиозно-философского общества в Петербурге в 1907-1917 гг. и других общественных организаций, имевших просветительские цели. Есть еще термин "школьная философия", которым характеризовались философские учения, преподаваемые во всех учебных заведениях, как светских, так и духовных (т. е. в гимназиях, лицеях, институтах, университетах, духовных семинариях и академиях). Биографический словарь профессоров и преподавателей Императорского Московского университета за истекшее столетие. М., 1855. Ч. II. С. 46-47. С.-Петербургский университет в первое столетие его деятельности. 1819-1919. Материалы по истории С.-Петербургского университета. Т. 1. 1819-1835. Пг, 1919. С. 196. Ашевский С. Из истории Московского университета // Мир Божий, 1905. Апрель. С. 106. См.: Русская философия: Философия как специальность в России. Вып. 1. М., 1992. С. 32-33.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Взгляд на развитие воспитания
Творчество Платона по сегодняшний день остается в центре внимания исследователей различных направлений. Для историков и для антиковедов, в частности, его труды интересны, прежде всего, как отражение ...

Неортодоксальные (нетрадиционные) версии развития философии марксизма
Конец XIX - начало XX в. был ознаменован для России интенсивным ("вширь и вглубь") развитием капитализма, обострением социально-классовых противоречий и конфликтов, ростом революционного ...

Философские идеи В. Г. Белинского. Миропонимание петрашевцев
В интеллектуальную историю России Виссарион Григорьевич Белинский (1811- 1848) вошел как выдающийся литературный критик и публицист, революционный мыслитель, основоположник реалистического направл ...