Университетская философия (иногда употребляется термин "профессорская") - это философские учения, которые разрабатывались и преподавались в университетах и некоторых других высших светских учебных заведениях. Термин "университетская философия" в известной степени условен, он не обозначает какого-либо типа философских построений, а объединяет те философские знания, которые преподавались в университетах, т. е. были как бы признаны официально, "санкционированы" существующей властью. "Академическая философия", т. е. философия, преподававшаяся в духовных академиях, носила более определенный характер, ибо она неизбежно должна была согласовываться с христианским вероучением и ни в коем случае не противоречить ему. Университетская же философия могла иметь самые разнообразные основания, что, однако, не исключало контроля за программами преподавания и содержанием лекционных курсов. Характерной чертой университетской философии является то, что это философия профессиональная, т. е. философия, которую разрабатывали и преподавали специалисты в области философских наук, философы по профессии.
В России университетская философия начала складываться с созданием в Петербурге университета при основанной Петром I Академии наук. Но этот университет не сложился в полной форме, философия здесь читалась нерегулярно, студентов было мало, профессура не готовила специальных философских курсов. Положение существенно изменилось с созданием Московского университета (1755), в котором наряду с профессорами-иностранцами (И. М. Шаден, И. Г. Шварц и др.) преподавали русские профессора (Н. Н. Поповский, Д. С. Аничков и др.).
Университетское образование начало развиваться особенно интенсивно после принятия университетского устава 1804 г., который ввел выборные начала в университетах и сделал возможным более широкое участие в преподавательской деятельности выпускников российских учебных заведений.
До середины XIX в. в России было шесть университетов: Московский - с 1755 г., Дерптский - с 1802 , Казанский - с 1804, Харьковский - с 1805, Санкт-Петербургский - с 1819, Киевский Святого Владимира - с 1834 г. Еще два университета просуществовали до подавления польского восстания 1830-1831 гг.: Виленский - с 1803 до 1832 г. и Александровский в Варшаве - с 1816 до 1831 г. До 1917 г. было открыто еще 5 университетов: Новороссийский в Одессе в 1865 г., русский Варшавский в 1869, Томский в 1888, Саратовский в 1909 и Ростовский в 1915 г. (на базе русского Варшавского). В 1916 г. в Перми было открыто отделение Петроградского университета, которое в 1917 г. было преобразовано в самостоятельный университет.
В XVIII - начале XIX в. самыми распространенными учебниками по философии были учебники вольфианцев Ф. X. Баумейстера и И. Г. Винклера. Университетское и министерское руководство относилось с большой настороженностью к любым попыткам привнести в изложение философских проблем "дух новомодных учений" (даже в курсе истории философии). История университетского преподавания философии знает немало примеров сурового пресечения каких-либо отклонений от духа религиозного православного вероучения. Так, широко известен факт осуждения в 1769 г. диссертации преподавателя философии Московского университета Д. С. Аничкова за якобы несоответствие ее Священному Писанию. В 1795 г. был отстранен от должности и выслан из России профессор древней словесности И. Мельман, который нередко, "увлекаясь новою философиею, слишком свободно и неосторожно высказывал односторонние и ложные свои убеждения относительно предметов религиозных". В 1814 г. был отстранен от должности, а затем выслан за границу профессор философии Харьковского университета И. Шад якобы за пропаганду рационализма и нападки на христианство. В 1821 г. профессор Петербургского университета А. И. Галич был отстранен от преподавания за то, что в своих лекциях по истории философии "открытое дает предпочтение философии Шеллинга, противной учению Божественного откровения". Попечитель Московского учебного округа в 1835-1847 гг. граф С. Г. Строганов считал необходимым "всеми мерами противодействовать гегелизму и немецкой философии", потому что "она противоречит нашему богословию".
Смотрите также
Философские идеи В. Г. Белинского. Миропонимание петрашевцев
В интеллектуальную историю России Виссарион Григорьевич Белинский (1811- 1848)
вошел как выдающийся литературный критик и публицист, революционный мыслитель, основоположник
реалистического направл ...
Диалектика сознательного и бессознательного
...
А. И. Герцен, Н. П. Огарев: философия природы, человека и общества
А. И. Герцен является в определенной мере ключевой фигурой в отечественной философской
мысли середины XIX в., ибо именно он одним из первых в наиболее адекватной форме
выразил зарождающуюся филосо ...